(1)Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня
и как из-за этого упал на деревню мороз.
– (2)Да-а, – вздохнул Панкрат, – плохо твоё дело! (3)Выходит, что из-за тебя всем пропадать. (4)Зачем коня обидел? (5)За что? (6)Бессмысленный ты гражданин!
(7)Филька сопел, вытирал рукавом глаза.
– (8)Ты брось реветь! – строго сказал Панкрат. – (9)Реветь вы все мастера. (10)Чуть что нашкодил – сейчас в рёв. (11)Но только в этом
я смысла не вижу. (12)Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки,
а муки нет, и воды нет, и что нам придумать – неизвестно.
– (13)Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? – спросил Филька.
– (14)Изобрести спасение от стужи. (15)Тогда перед людьми не будет твоей вины. (16)И перед раненой лошадью – тоже. (17)Будешь ты чистый человек, весёлый. (18)Каждый тебя по плечу потреплет и простит. (19)Понятно?
– (20)Понятно, – ответил упавшим голосом Филька.
– (21)Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.
(По К. Паустовскому)
Прочитай текст про себя и письменно выполни задание.
1. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, почему Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком? Запиши ответ.
Содержание верного ответа и критерии оценивания письменного высказывания | Баллы |
Ответ может быть сформулирован так: Филька просто так обидел коня.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | 2 |
Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.
ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок. ИЛИ Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт) |
1 |
Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.
ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл | 2 |
2. Определи и запиши основную мысль текста.
Содержание верного ответа и критерии оценивания
письменного высказывания |
Баллы |
Основная мысль текста
Если человек кого-то обидел, он обязательно должен извиниться, исправить свою ошибку. Не сидеть сложа руки, Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке |
|
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт |
1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.
ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов |
0 |
Максимальный балл | 2 |
3. В предложениях 17–19 найди антоним к слову «наказать» и выпиши его.
Ответ: простит (простить)
За верный ответ – 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
4. В предложениях 1−6 найди слово со значением «человек, заботящийся об общественном благе». Выпиши это слово.
Ответ: гражданин
За верный ответ – 1 балл.
За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.