Рубрика «5 класс Основное разделы науки о языке»

Рассмотрите рисунок. Напишите сочинение-рассуждение.

Рассмотрите рисунок. Напишите сочинение-рассуждение. Докажите, что рисунок является иллюстрацией к словам известного русского писателя Максима Горького: Слова, дружище, – это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево. Приведите два примера в доказательство своей точки зрения. Объём сочинения – не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. № …

Попробуйте самостоятельно нарисовать в виде дерева гнездо однокоренных слов

Попробуйте самостоятельно нарисовать в виде дерева гнездо однокоренных слов (не менее 10 слов) с корнем «вод» в значении «имеющий отношение к воде». 1 балл – за каждый верно приведённый пример. 0 баллов – пример приведён неверно или не приведён.  Максимальное количество баллов – 10.  

Укажите глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуйте их

Укажите глаголы, которые встречаются в этом стихотворении, и охарактеризуйте их по времени, числу, лицу (если есть) и роду (если есть). Ответ: меркнут и гаснут – наст. вр., мн. ч., 3 лицо; расстилается, разливается, дремлет, морщит-рябит – наст. вр., ед. ч., 3 лицо; заденешь – буд. вр., ед. ч., 2 лицо; брызнет – буд. вр., ед.ч., 3 лицо; потянул – прош. вр., ед. ч., м. р.; пронеслись, …

Попробуйте объединить всё сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи.

Прочитайте стихотворение И.С. Никитина «Утро».  Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с …

Выразительно прочитайте текст.

Выразительно прочитайте текст. Критерии оценивания выразительного чтения Баллы ИЧ Интонация   Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 ТЧ Темп чтения   Темп чтения соответствует коммуникативной задаче 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче 0 Р1 Правильность речи   Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют 1 Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, …

Выпишите из текста слова с корнями, которые одинаково пишутся, но имеют разные значения.

Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода, Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. Протекает небосвод – На земле водоворот. А по лужам у ворот Дети водят хоровод.                    (Л. Яхнин) Выпишите из текста слова с корнями, которые одинаково пишутся, но имеют разные значения. Разделите их на группы по …

Прочитайте отрывок и объясните, какие особенности звучащей речи использовал автор

Прочитайте отрывок и объясните, какие особенности звучащей речи использовал автор для передачи произношения иностранца. Ответ: замена звонких согласных, имеющих пару, глухими; отсутствие мягкого знака (немецкая речь грубая, твёрдая); замена звук «ф» на «х»; отсутствие звука «й» и звука «ы»; замена буквы «о» на букву «а»; отсутствие падежей   1 балл – задание выполнено верно. 0 баллов – задание выполнено неверно …

Попробуйте «перевести» текст. Запишите его, придав всем словам правильное написание.

Попробуйте «перевести» текст. Запишите его, придав всем словам правильное написание. Ответ: – Ай! Ай! Ай-ай-ай! Теперь я вижу! Уморить хотят ребёнка!.. То ли бы дело, кабы не заморили его на ученье! Российская грамота! Арифметика! Ах, господи боже мой, как душа в теле остаётся! Как будто бы российский дворянин уж и не мог в свете авансировать без …

Назовите слова, в которых замена звонких согласных глухими используется

Назовите слова, в которых замена звонких согласных глухими используется для передачи особенностей произношения иностранца. Ответ: Фижу – вижу; репёнка – ребёнка; пы – бы; тело – дело; самарили – заморили; ефо – его; крамат – грамота; поже – боже; туша – душа; ф теле – в теле; путто – будто; пы – бы; тфорянин – дворянин; уш – уж; ф сфете – в свете; пес – без.   1 балл – задание выполнено верно. 0 баллов – задание выполнено неверно или не выполнено.  

Используя материал этого текста, сделайте вывод

Перед Вами отрывок из знаменитой пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль». Это слова учителя Вральмана, немца по происхождению. – Ай! Ай! Ай-ай-ай! Теперь я фижу! Умарит хатят репёнка!.. То ли пы тело, кабы не самарили ефо на ушенье! Россиска крамат! Арихметика! Ах, хосподи поже мой, как туша ф теле остаёся! Как путто пы россиски тфорянин уш и не …