Рубрика «5 класс Основное разделы науки о языке»

Найдите в тексте диктанта два любых однокоренных слова.

Найдите в тексте диктанта два любых однокоренных слова. Запишите их в шары. Ответ: Ответ: Записаны два родственных слова: снег, снежная <или> читать, зачитался <или> читать, прочёл <или> зачитался, прочёл. 1 балл – дан верный полный ответ: записаны два нужных слова. 0 баллов – дан неверный или неполный ответ, или ответ отсутствует.

Прочитайте группы слов. Объясните, почему слова даны группами.

Прочитайте группы слов. Объясните, почему слова даны группами. В чём сходство и различие этих слов? мичи – мячи – мечи абижат – обижать – обежать увидат – увидать – увядать атварит – отварить – отворить Ответ: это слова-омонимы, первое слово записано так, как слышится, а два других – по правилам орфографии. 2 балла – дан правильный ответ, обоснование верное. 1 …

В каком предложении тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

В каком предложении тире между подлежащим и сказуемым не ставится? Объясните почему. 1) Язык мой друг мой. 2) Холод не терпит голода. 3) Учение путь к умению. 4) Терпенье лучшее спасенье. 5) Хлеб всему голова. Ответ: Во 2 предложении тире не ставится, так как подлежащее – существительное холод и отрицательное сказуемое – глагол с частицей не «не терпит» согласуются друг …

Какое слово образовано  способом сложения? Обоснуйте свой выбор.

Какое слово образовано  способом сложения? Обоснуйте свой выбор. 1) множественный 2) послезавтрашний 3) удешевление 4) правобережный Ответ: 4 2 балла – дан правильный ответ, обоснование верное. 1 балл – дан правильный ответ, в обосновании допущена ошибка, или обоснование отсутствует. 0 баллов – дан неверный ответ, или ответ отсутствует.

Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните

Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните постановку знака препинания в конце предложения. Составьте схему. Молния расколола тучи и хлынул дождь Ответ: Молния расколола тучи, и хлынул дождь. (Пов., невоскл.) [ __ = ], и [__ =]. 1 балл – знаки препинания расставлены правильно, постановка знака препинания в конце предложения объяснена, схема составлена верно. 0 баллов – допущена(ы) ошибка(и) при постановке знаков …

Вам дано краткое описание жизненной ситуации.

Вам дано краткое описание жизненной ситуации. Ваша задача – назвать подходящую пословицу или поговорку. Пожаловался однажды сын отцу, что хорошо было бы поставить возле дома спортплощадку, да ребята не знают, как это сделать. – Ну а вы обращались к кому-нибудь по этому вопросу? – Нет, не обращались. – А зря, надо ходить, настаивать, не сидеть сложа руки, – сказал отец и добавил …

Запишите три несклоняемых существительных, обозначающих

Запишите три несклоняемых существительных, обозначающих географические названия (названия рек, озёр, городов). Составьте с ними предложения, употребив глаголы – сказуемые в форме прошедшего времени, укажите род этих существительных. За каждое составленное и записанное без ошибок предложение – по 1 баллу За верно подобранное слово и указание на род существительного – по 1 баллу Итого: 6 баллов

Впишите в формулу, если нужно, букву Ь или Ъ.

Впишите в формулу, если нужно, букву Ь или Ъ.   Согл. в приставке  +  ___ е, ё, ю, я Двух, трёх, четырёх  + ___ е, ё, ю, я Транс-, ин-, суб- + ___ е, ё, ю, я Согл. в приставке + ____ а, у, э, о Согл. не в приставке + ___ е, ё, ю, …

Продолжите предложения.

Продолжите предложения. 1. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, называются __________________. 2. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются_________________. 3. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются_________________. Приведите по два слова-примера каждого вида. Ответ: профессионализмами, диалектизмами, заимствованными За каждое правильно продолженное предложение – по 1 баллу За каждый пример – по 1 баллу Итого: 9 …

Слово фонетика по происхождению связано с латинским словом phone – звук.

Слово фонетика по происхождению связано с латинским словом phone – звук. 1) Подберите слова в русском языке, имеющие такое же происхождение. 2) Проверьте себя по «Школьному этимологическому словарю». 3) Выделите в подобранных словах корень.   Ответ: телефон, граммофон, фонограф За правильно подобранное слово – по 1 баллу. За правильное выделение корня – по 1 баллу.