Аргументы к направлению «Забвению не подлежит»

Аргументы к направлению «Забвению не подлежит». Итоговое сочинение 2020-2021. Готовые аргументы для итогового сочинения 2020-2021 по всем направлениям. Примеры аргументов для итогового (декабрьского) сочинения по литературе 2020-2021.

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом.
Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

«Левша», автор Н.С. Лесков.
На что указывает культурное наследие? В первую очередь на уровень развития страны, на неоспоримый приоритет. Его необходимо сохранять, что очередной раз доказано в сказе. Главному герою, благодаря имеющемуся таланту, удается подковать английскую танцующую блоху. Народный умелец попадает на прием к царю, который отправляет его в Лондон с целью продемонстрировать превосходство над иностранцами. За границей очень высоко оценили талант Левши и даже предложили ему сотрудничество на выходных условиях. Умелый мастер отказался и вернулся домой. Он был настоящим патриотом Родины, но оказался ненужным в своей стране. После возвращения из Англии, герой попадает в больницу для бедных, где ему не оказывают должного лечения. Левша умирает, не передав никому свои навыки. В сказе показано, что только при должной поддержке талантливых людей можно создать, приумножить и сохранить культурное наследие страны.

«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев.
Реально ли создать будущее без признания прошлого? Это спорный вопрос, который подтолкнул автора написать данный роман. Базаров призывал полностью отказаться от наследия прошлого. Он считал, что только так можно что-то создать. При этом герой подчеркивал, что его поколение должно разрушать общепринятые и сформировавшиеся принципы, а не заботится о создании новых убеждений. Евгений активно отрицал чувство любви, значимость семьи, народные традиции и даже красоту, созданную природой, не предлагая альтернатив. Но быть полностью верным своим взглядам герой не смог — он влюбился в женщину, без которой не представлял своей жизни. Перед смертью Базаров признал, что не сделал весомого вклада в развитие страны и его убеждения народу не нужны. Его пример — это подтверждение тому, что счастливое будущее, полностью отвергая прошлое, невозможно построить.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», повесть
Исторический фон произведения — Крестьянская я война (Пугачевский бунт) — жестокая, кровопролитная война казаков, крестьян под предводительством Пугачёва с правительством императрицы Екатерины 11. Особенно страшной эту войну делает то, что она разворачивается не между государством и внешним врагом, а внутри государства, разъединяя людей.

«О русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Автор признаёт, что у народного восстания были серьёзные причины, вызванные политикой Екатерины 11, однако не оправдывает и жестокость пугачёвцев. Крестьянская война показана как страшное бедствие, где нет четкого противопоставления правых и

Пугачёва А.С. Пушкин изображает человеком противоречивым: с одной стороны, жестоким, тщеславным, с другой — способным проявлять благородство, доброту.
Пугачев А.С. Пушкина осознаёт, что выбрал неправильную дорогу, но повернуть назад он уже не может.
Пётр Гринев — человек, оказавшийся в круговороте знаменательного исторического
события; он не хочет этой бессмысленной войны и мечтает о тихом семейном счастье. На его примере, а также на примере Маши Мироновой мы видим, что даже в таких страшных условиях человек может сохранить нравственную чистоту, не запятнать свою честь.
Помимо повести, существует документальный очерк А.С. Пушкина «История Пугачёвского бунта», в котором автор выступает в роли историка: не прибегает к художественному вымыслу, излагая события предельно объективно. В этом очерке Пугачев предстает личностью отталкивающей, в то время как в «Капитанской дочке» негативные черты Пугачёва немного сглажены.
Повесть «Капитанская дочка» представлена как мемуары пожилого Петра Гринёва. Всем главам, в центре которых образ Маши Мироновой, предпосланы эпиграфы из фольклора — это подчеркивает народный характер героини.
Автор признаёт жестокость Пугачёва, но, тем не менее, не лишает героя человечески х черт.

«Обелиск», автор В.В. Быков.
О каких событиях нужно помнить? Конечно же, о подвигах предков. Об этом рассказывается в героической повести. В деревне ведется установка памятника учителю,
последовавшему на казнь вместе со своими учениками. Среди присутствующих на мероприятии были и такие, которые выказывались против. Некоторые люди не считали поступок Морозова героическим, ведь он не убивал врагов, а добровольно пошёл на казнь. Но среди населения жил ученик, которого учитель спас, отвлекая солдата, дав мальчишке убежать и укрыться в ледяной воде.
Морозова долго избивали за этот поступок. Учитель не участвовал в диверсии своих учеников, но готовых был сдаться оккупантам, чтобы поддержать детей. Этим самым Алесь Мороз показывает, что даже во время войны нужно проявлять любовь, отзывчивость и великодушие. Самоотверженность героя — подвиг, о котором нужно помнить.
«Бородино», автор М.Ю. Лермонтов. Зачем хранить в памяти воспоминания о войне? Ответ на этот вопрос есть в данной поэме. Дядя рассказывает племяннику о событиях Отечественной войны 1 812 года. Он делится воспоминаниями о подвигах солдат, этим самым показывая юноше, как нужно любить Отечество. Ветеран войны считает, что поколение племянника не способно стать на защиту Родины, и их не особо волнует ее судьба. Поэтому он стремится делиться с потомками воспоминаниями о событиях того трагического времени, где молодым людям приходилось действовать и проявлять героизм. Ветеран войны считал, что его рассказы поспособствуют тому, что новое поколение станет смелее и более ответственным. Помнить о патриотических подвигах героев войны нужно, ведь это яркие примеры любви к Отечеству.

«Гранатовый браслет», автор А.И. Куприн.
Важно ли сохранять искусство прошлого? Конечно же да, ведь оно не имеет свойства стареть. Подтверждается это и в данном рассказе. В своей предсмертной записке Желтков просит Веру Николаевну послушать «Сонату №2» Бетховена. Она исполнила его просьбу.
Музыкальное произведение, написанное больше века назад, подарило героине спокойствие и открыло истину. Вера Николаевна понимает, что Георгий простил ее за

безответные чувства, за то, что она не решилась быть с ним. Так искусство прошлого смогло выполнить свою функцию — пробудить душу женщины от повседневной рутины. Творчество великих мастеров с годами не устаревает, потому что всегда имеет поклонников.

М.Ю. Лермонтов, «Бородино», стихотворение
Почти все стихотворение представляет собой монолог ветерана, участника Бородинского сражения 1 812 г. Он подробно описывает тот бой молодому солдату.
Ветеран — подлинный патриот, это человек из народа, обыкновенный солдат, не офицер, не маршал.
М.Ю. Лермонтов первым показал, что именно простые солдаты и есть настоящие герои войны: забыв о личном, они, не задумываясь, жертвовали собой ради общего дела — спасения Родины.
Рассказчик сожалеет о том, что пришлось уступить опустошённую Москву врагу, однако видит в том «Господню волю» и не ропщет на судьбу.
Автор противопоставляет современное ему поколение и поколение участников Отечественной войны: «Б о г а т ы р и н е в ы»
Война в стихотворении изображена без прикрас, как страшное бедствие, чтобы читатели понимали, насколько высока была цена победы.

Л.Н.Толстой, «Война и мир», роман
В романе нашли отражения события Отечественной войны с французами 91805-1807; 1812г.)
Автор убежден, что война- «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Единственная форма войны, которую он оправдывает- оборонительная война за свою Родину. Л.Н.Толстой изображает войну без прикрас, показывает, что на ней есть место страху, трусости.
Автор приводит сцены, показывающие, что и на войне человек может оставаться человеком: русские солдаты делятся едой с замерзшими французами, умирающими от голода; Пьер не позволяет застрелить французского лейтенанта вне сражения; Кутузов призывает солдат не добивать отступающих, замерзающих, голодающих французов. Л.Н. Толстой особое внимание уделяет народному движению, партизанской войне, сравнивая ее действие с действием увесистой мужицкой дубины. По мнению Л.Н. Толстого, Наполеон не мог победить, ведь эта победа противоречила бы законам нравственности, справедливости.

М.А. Шолохов, «Тихий Дон», роман
В произведении изображена жизнь донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1 917 года и Гражданской войны в России.
Вторая война оказалась еще более страшной, чем первая, так как велась уже не с внешним врагом, а внутри страны. Врагами подчас становились даже близкие родственники; разрушались семьи; люди были измотаны постоянными потрясениями и невозможностью вернуться к привычной мирной жизни.
В войне нет победителей: бесчисленное количество загубленных жизней — слишком высокая цена даже для победы. Гражданская война — нечто кровавое, страшное, и
…бессмысленное. Во время такой войны разваливается страна, разрушаются семьи, люди отрываются от хозяйства — на смену созиданию приходит постоянное разрушение; зачастую человек становится подобием зверя — он просто пытается выжить.

Главный герой, Григорий Мелехов, оказался жертвой своего времени. Постепенно он теряет все, что имел (молодость, надежды, счастье, любимую, родных), ничего не получив взамен, — разочарованный, опустошенный и уставший от жизни. Все, что держит его,- маленький сын. На примере Григория мы видим трагедию целого народа, попавшего в водоворот истории.

«Судьба человека», автор М.А. Шолохов.
О каких подвигах не стоит забывать? Ответ на этот вопрос есть в данном рассказе. В книге автор описывает историю одного солдата, с которым ему посчастливилось повстречаться на переправе и пообщаться. Андрею Соколову, такое имя дано герою рассказа, довелось пережить продолжительные бои, потерю семьи, ранения и концентрационный лагерь.
Особенно интересно описан подвиг героя в плену, когда солдат прошел испытание на прочность. Соколов отказался выпить за победу врага, несмотря на то, что это угрожало его жизни. За проявленную отвагу и уважение к Родине, комендант концентрационного лагеря принял решение отпустить Андрея, наградив едой. Поступок Соколова и полученный им паек стали поддержкой для других военнопленных. Мужество и отвага солдата пробуждает гордость за Отечество, за его героев. Это подвиг, который может вдохновить, о котором нужно помнить.

А.Т. Твардовский, «Василий Теркин», поэма

Поэма посвящена событиям Великой Отечественной войны. Рассказчик — простой солдат Василий Тёркин.Он никогда не унывает, поддерживает боевой дух товарищей, проявляет исключительную смелость и совсем не ждет за нее награды.
Теркин-собирательный образ русских солдат, настоящих патриотов. Он верит в победу; не задумываясь, жертвует собой во имя Родины и никогда не ищет личной выгоды.

Поэма была невероятно популярна среди солдат; написана таким образом, чтобы ее можно было начать читать с любой части; издавалась в формате небольшой книжки, которую можно было носить за голенищем.
Поэма нацелена на то, чтобы воодушевлять читателей, в ней редко описываются батальные сцены, смерть, отчаяние, от которых солдаты и так устали- в основном передаются подробности полевой жизни, которые помогали тем, то сражался, ненадолго забыть об ужасах войны.

А. Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом».»
Стихотворение посвящено одной из самых страшных и кровопролитных битв времен Великой Отечественной войны 1 9 4 1-1945 гг. — битве подо Ржевом: общие потери составляли более миллиона человек.
Основной мотив стихотворения — мотив памяти. Автор призывает помнить об этой битве. Пока жива память, жив и подвиг солдат, пожертвовавших собой ради приближения победы.
Повествование о битве ведется от лица погибшего солдата; от него не осталось «ни петлички, ни лычки», у него даже нет могилы. Рассказчик страдает от того, что не узнает исхода битвы, но все же он всей душой верит в победу: ведь за нее была заплачена слишком высокая цена…

М.А. Шолохов, «Судьба человека», рассказ
В основе рассказа — события Великой Отечественной войны. Рассказчик — шофер, простой рабочий человек, прошедший войну от начала до конца, побывавший в плену, потерявший жену, дочерей, сына, дом.
Война безжалостна, она разрушает судьбы и требует страшных жертв.
Главный герой — Андрей Соколов — потерял на войне все, но не сдался, не опустил рук, после войны усыновил сироту, чтобы заглушить свое страшное одиночество и помочь брошенному на произвол судьбы ребенку.
Автор проводит мысль о том, что несмотря на все ужасы войны человек может сохранить в себе Человека; что герои есть и среди простых людей, не совершивших «громкого подвига».
Рассказ основан на реальных событиях, в нем почти нет художественного вымысла.

А.А. Ахматова, «Реквием», поэма
Поэма посвящена событиям конца 1930-х годов, когда проводились массовые репрессии и политические преследования. А.А. Ахматова описывает горе женщин, проведших множество дней в очередях, чтобы увидеться с арестованными родственниками и что-то им передать.
Горе жен, сестер, матерей не менее велико, чем горе самих арестованных в ходе политических преследований и репрессий.
В заключении поэмы поднимается тема памяти. Поэма «Реквием» — своего рода памятник жертвам страшных репрессий.
А.А.Ахматова провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. В поэме есть отсылка к временам стрелецкого бунта (голоса матерей из прошлого). До написания поэмы были арестованы третий муж Ахматовой-Николай Пунин, а также ее сын- Лев Гумилёв.

А.А. Блок, Поэма «Двенадцать»
В поэме нашли отражение события, связанные с революцией 1 917 года. Люди разделились на враждующие лагери. Многие оказались на перепутье — неустроенные, растерянные, ведь привычный уклад жизни (вера, традиции, быт, власть) пошатнулся, а впереди ждала пугающая неизвестность. С одной стороны — духовный подъем, надежда на перемены к лучшему, с другой — усталость от двух лет войны.
А.А. Блок на момент создания произведения воспринимал революцию положительно: он считал, что интеллигенция слишком долго была господствующим классом, а простые люди незаслуженно угнетались — пришла пора восстановить справедливость. Автор искренне верил, что за революцией последуют перемены к лучшему.
Число двенадцать символично, и символика эта имеет несколько смыслов: 1) у Христа было 1 2 апостолов; герои поэмы — апостолы «новой веры», которых ведет за собой сам Христос; «В белом венчике из роз/ Впереди Иисус Христос». 2) у Некрасова есть поэма о атамане Кудеяре и его 1 2 разбойниках, на которую, возможно, ориентировался А.А. Блок.
«Мировой пожар» не был для Блока символом разрушения: это был «мировой оркестр» народной души.
Поэма была воспринята в штыки большинством представителей русской интеллигенции.

«Мартин Иден», автор Джек Лондон.
Нужны ли воспоминания о трагических событиях? Множество людей считают, что нет — лучше забыть об этом печальном опыте и жить, как будто ничего страшного не происходило. Несмотря на это, стоит помнить, что даже негативные события способствуют развитию личности. Подтверждение этому можно найти в данном романе. Мартин Иден знакомится с Руфью Морз и влюбляется в девушку. Он бедный, она из высшего общества. Па рень ставит цель добиться успеха и доказать, что он достойный кандидат в мужья. Мартин усердно принялся за свое самообразование, начал читать книги, стал писать стихи и рассказы. Парень постоянно трудится, и справляться с нагрузками ему помогают воспоминания об испытаниях, выпавших на судьбу моряка.
Мартину пришлось побывать на острове прокаженных, пережить бунты на корабле. Парень несколько раз тонул. Эти страшные события из прошлого помогали ему собраться с силами и сосредоточиться на достижении целей. Мартин не хотел проживать произошедшее с ним в будущем, поэтому прилагал все возможные усилия, чтобы достичь большего.

«Гайдзин», автор Джеймс Клавелл.
Нужно ли чтить память предков? Безусловно! Ведь, учитывая пережитый ними опыт, можно избежать ошибок в будущем. Доказательство этому есть в данном романе. В книге описана жизнь потомка знаменитого азиатского бизнесмена Дирка Струана Малкольма.
Герою ещё с детства было известно, что он станет руководителем компании. Парень знал наизусть биографию известного деда. Он часто прибегал к опыту, полученному его предком. Малкольм, принимая решение, всегда отвечал себе на вопрос: «А как бы поступил Дирк этом случае?» Так парень размышлял и находил правильный ответ. Дед смог создать бизнес и сделать род Струанов богатым. Наследники почитали Дирка, ценили полученный ним опыт. Даже после его кончины продолжали учиться у родоначальника. Это позволило сохранить бизнес и твердую позицию на азиатском рынке.

«На западном фронте без перемен», автор Эрих-Мария Ремарк.
Какие события не следует забывать? Забвению не подлежат преступления, совершенные против человечества. Если забыть об этих ужасах, они могут повториться вновь. Роман написан для того, чтобы напомнить о военных событиях и обмане собственного народа правительством. Это история молодого немецкого солдата, который стал участником ненужной ему войны. Он записался добровольцем на фронт уже со школьной скамьи, как и много других детей, наслушавшись красочных рассказов о кровопролитии от штабного офицера, приходившего к них на уроки. Истину этой войны Пауль понимает уже на передовой, где его вместо подвигов и славы ждали боль, голод и страх. Иллюзии парня и его товарищей полностью рухнули, и, осознав свое разочарование, они даже избили того самого штабного офицера, приехавшего к ним с очередной партией добровольцев. В романе делается акцент на то, что школьники стали жертвами ужасного обмана и были отправлены на верную смерть. Это преступление, о котором нельзя забывать.
«Собор Парижской Богоматери», автор Виктор Гюго.
Как обеспечить сохранение памятников культуры? Этот вопрос стал волнующим для многих прогрессивных мыслителей, среди которых был и автор романа. С трудом верится, что во Франции когда-то не заботились об архитектурном наследии, но увы это так. Собор Парижской Богоматери был заброшен и превратился в ветхое строение, обреченное на разрушение. Виктор Гюго очень любил этот храм и решил написать о нем роман, который принес популярность не только автору и книге, но и самому архитектурному наследию.

Здесь описана великая история храма, частью которой стали горбун Квазимодо и цыганка Эсмиральда, и его богатое убранство. Автор подчеркивает, что архитектура собора уникальна, это строение культуры значимое для города. Роман Гюго привлек внимание общественности, здание отреставрировали и собор сохранился до наших дней.

«Король крыс», автор Джеймс Клавелл.
О подвигах во время войны часто забывают. Чтобы предупредить их забвение, многие авторы посвящают им свои книги, среди которых и данный роман. Автор описывает события, случившиеся с ним в период Второй Мировой войны. Он был пленником, как и другие солдаты британской, американской и австралийской армий. В романе рассказывается о жизни в японском лагере «Чанги». Пленники недоедали, пребывали в ужасных условиях: их не лечили и не ухаживали за ними. Им приходилось тяжело трудиться, расчищая вручную болота. В лагере, несмотря на то, что это запрещалось, нашелся человек, сумевший организовать доставку товаров из вне. Кинг старался в такой способ помогать людям. Например, он достал лекарство для своего друга, благодаря чему тому не ампутировали руку. После освобождения из лагеря все пленники разошлись своими дорогами. И о заслугах Кинга забыли бы, если бы не этот роман.

Б. Васильев, «А зори здесь тихие»
Мы не можем забыть те подвиги, которые совершили ради нас женщины и дети — те, кому на войне не место. Их жертвы больно ранят наши сердца. Именно поэтому произведение «А зори здесь тихие» стало таким известным среди современных читателей. Автор повествует о молодых девушках, которые служили зенитчицами на фронте. В армию их привели разные пути: кто-то мстил нацистам за родных, кто-то хотел принести реальную пользу обществу, а кто-то видел в боях нечто героическое и романтическое. Юные женщины случайно напали на след диверсантов и получили приказ задержать их-любой ценой.
Никто из них не сомневался, стоит ли отдавать ради выполнения задания свою жизнь. Рита, Соня, Женя, Галя и Лиза пожертвовали собой, но не дали диверсантам повредить важнейшие объекты инфраструктуры. В живых остался только их командир — старшина Васков. Он и доложил руководству от подвиге отряда зенитчиц. Эту историю невозможно забыть, ведь она служит хорошим предостережением нам, потомкам героев. Нельзя допустить повторения войны, где гибнут женщины и дети.

А. Пушкин, «Цыганы»
Обычаи и традиции народа помогают ему пронести через века свою самобытность и защитить свое право жить так, как хочется. Именно поэтому герои поэмы Пушкина
«Цыганы» смогли противопоставить цивилизации больших городов свою бесшабашную свободу, привлекшую изгнанника Алеко. Если бы цыганский народ не охранял свои индивидуальные законы и устои от влияние чужаков, он ничем не отличался бы от других этносов и потерял главное — независимость. Люди в племени были счастливы в своей кочевой жизни наедине с природой, где не было собственности, а значит, и жадности, алчности, лицемерия и других пороков оседлости. Женщины и мужчины свободно сходились и расходились, никто не ревновал и не удерживал другого узами долга или приличий. Поэтому любовь цыган была честной и страстной. Чтобы сохранить свои мудрые обычаи, представители племени изгнали Алеко, когда он нарушил их табу, убив свою подругу и ее нового возлюбленного. Его вмешательство могло бы искоренить традиции, которые помогали цыганам жить свободно и в гармонии с собой. Именно культурная преемственность помогает этому народу сохранить самобытность до сих пор.

Н. Иванова, «Ярость слова·»
Забвение — есть измена, и это понимают многие литераторы, которых тревожит искажение истины на страницах книг, где авторы сознательно умалчивают о неприглядной стороне явления. Так, Наталья Иванова в предисловии к роману В.
Астафьева «Прокляты и убиты» пишет о том, как важно было писателю передать в своем откровенном и «протестном» произведении реальное лицо войны — такое, какое он сам увидел на фронте. Он рьяно осуждал советский подход к идеализации борьбы на страницах книг. Идеологическая ложь пропитала многие творения о том страшном времени, поэтому Виктор Астафьев написал о своем опыте, изобразив неприглядные, стыдные и кровавые реалии на передовой. Он открыл глаза читателя на проблемы советской армии: он продемонстрировал безжалостное и глупое руководство, недостаток снабжения, голод и болезни солдат, несправедливые полевые расправы над мнимыми предателями, мародерство и дедовщина. Такого мы не увидим в большинстве современных фильмов о чистой и красивой войне, где были одни подвиги и удачные совпадения. «Жестокий писатель: нет для него героики (в привычном понимании) на войне, а есть полный разрыв со стереотипами и клише военной прозы» — так пишет Наталья Иванова об Астафьеве. Он считал, что приукрашивание мировой и русской трагедии способствует тому, что мы забываем о чудовищности тех испытаний и изменяем памяти своих предков, которые все это выдержали ради нас и нашего будущего. Именно Виктор Астафьев в своем произведении поставил знак равенства между забвением и изменой.

Б. Васильев, «В списках не значился».
Роль исторических памятников в нашей жизни сложно переоценить. В эпилоге к знаменитому роману Васильева читатель увидит, что подвиг Николая Плужникова, последнего защитника Бреста, живет в стенах его крепости, которая стала историческим
памятником тех драматических событий. Именно там сотрудники музея рассказывают посетителям про оборону этого стратегически важного участка фронта. А что было бы, если бы не было Брестской крепости в наше время? Если бы ее снесли, а на таком хорошем месте построили бы торговый комплекс или спальный район? Никто из нас не узнал бы историю Плужникова, который пожертвовал собой, задерживая врага и разрушая его стратегию «Блицкрига». Ведь в списках он не значился, никто не внес его ФИО в документацию, и его имя могло бы быть стерто из истории навсегда. Но именно памятник мужеству героя, уцелевший после войны, стал его преданным летописцем, его голосом и другом. Памятник сохранил историю о своем защитнике и теперь повествует потомкам Плужникова о его судьбе, вдохновляя их на подвиги ради Отечества, на мужество и силу духа в борьбе с судьбой.

В. Быков, «Сотников».
Забвению не подлежит человеческое мужество, которое во все времена было спасительным средством в борьбе за идеалы. Например, в повести Быкова «Сотников» главный герой даже под пытками не рассказал о местоположении партизан. Автор описывает его окровавленные пальцы без ногтей, которые так ужаснули его товарища — Рыбака. Вид мучений Сотникова так напугал пленного, что он тут же переметнулся на сторону врага. Но сам Сотников, тщедушный и больной человек, у ч и т е л ь из сельской школы, выдержал все мучения и даже пытался спасти тех, кого взяли под стражу вместе с ним, жертвуя собой. Его казнили враги, но подвиг советского солдата навсегда останется в наших сердцах, потому что он продемонстрировал качества характера, которые всегда будут внушать людям гордость и уважение.

М. Булгаков, «Белая гвардия».
Забвение стирает истину, а память дает нам возможность проанализировать ее и обнаружить собственные заблуждения. Так, в романе «Б е л а я гвардия» пожилой инженер по кличке «Василиса» признается собеседнику, что при царе выступал за революционные изменения и симпатизировал партии кадетов. Тогда ему казалось, что в стране живется плохо, что она нуждается в встряске и новых политических силах. Однако после событий
1917 года и начала Гражданской войны герой раскаялся в своих иллюзиях и не раз. По­ настоящему «плохо» стало после свержения монархии, когда власть над Киевом стала переходить из рук в руки. Бандиты из деревень наводили страх на благополучных горожан. Вся их гражданская позиция сводилась к мести и грабежу. Сам инженер, добившийся богатства честным трудом и экономией, стал жертвой ограбления и дискриминации: теперь он стал буржуем и врагом пролетариата. Деревенские жители забыли о том, что при царе далеко не все были помещиками и чиновниками, их забвение стерло истину и ввело их в заблуждение. А память интеллигентов вроде «Василисы» преобразила прошлое в их глазах: они смогли разглядеть в нем положительные стороны, которых раньше не замечали, и сделать выводы на будущее. Именно поэтому необходимо помнить историю своей страны и учиться извлекать из нее мудрость, пока не стало поздно.

А. Солженицын, «Матренин двор».
История народа влияет на судьбу человека, ведь глобальные события, происходящие в стране, всегда определяют вектор развития общества и формируют условия его жизни. Так, в рассказе А.И. Солженицын «Матренин вор» героиня живет в отдаленной деревне и никак не учувствует в политической жизни государства. До их глубокого сельца вообще с трудом доходят последние новости. Однако её судьба стала отражением войн и революций в России 20 века. Во-первых, бедственное материальное положение жителей было связано с послевоенной и послереволюционной разрухой в стране. Нищета вынуждала их заключать браки с работниками, а не с людьми, чтобы семья могла хоть как-то выжить. Именно поэтому Матрену склонили к браку с нелюбимым ею младшим братом ее жениха. Семье Фаддея было все равно, возникнет ли согласие между супругами, они нуждались в рабочих руках девушки, а в счастье молодых. Во-вторых, Матрена вышла бы замуж по любви, если бы ее жениха не призвали на фронт. Там он пропал без вести, и это подтолкнуло его родителей к решению о браке героини и их младшего сына. Таким образом, история России определила судьбу деревенской
девушки Матрены: она потеряла любимого мужчину, всех родных детей (ведь медицины в деревне тоже не было), жила бедно, хоть и трудилась за двоих. Даже с расчетом пенсии ее обманули, не засчитав трудодни. В этом тоже виновата сложившаяся система учета, ставшая следствием пролетарской диктатуры.

С. Алексиевич, «У войны не женское лицо».
К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне? Отсутствие воспоминаний о тех страшных событиях, прежде всего, обрекает ветеранов на нищету и преждевременную смерть, ведь незнание истории делает нас неблагодарными людьми с черствыми сердцами. Об этом писала Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии. Она потратила несколько лет на сбор информации о жертвах и ветеранах Великой Отечественной войны. В ее книге описываются судьбы «маленьких людей», чьи
жизни были растоптаны сапогами оккупантов. Но даже сегодня, когда бои давно прошли, проблемы у этих героев остались. «Я знаю несколько примеров, когда герои и мученики той войны живут в бараках: которые давно пора было снести» — утверждает автор. Она связывает это безразличие властей к ветеранам с недостаткам памяти. О войне много говорят, но эти слова пусты и ничего не выражают, ведь реальных действий за ними нет. Утрата памяти о Великой Отечественной войне оборачивается чудовищной неблагодарностью по отношению к тем, кто добился для нас мирного неба над головой. Такая несправедливость демотивирует новые поколения, которые при таком отношении уже не пойдут на подвиг ради Отечества.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
В основе повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» лежат события освободительного движения на Украине в XV-XVll вв. Писатель хотел продемонстрировать реально произошедшие события освободительной войны украинских казаков против польских захватчиков.
Важное место в повествовании занимает образ Запорожской Сечи — реального исторического объекта украинского казачества.
Желание Н.В. Гоголя передать особенности быта Запорожской Сечи и ее принципы тесно связано с принципом историзма: писатель хотел акцентировать внимание своих читателей на тех событиях, которые исторически были правдивы. Работая над своей повестью, Н.В. Гоголь изучал исторические сведения о той эпохе, которая оказалась в центре его повествования, изучал личные архивы представителей украинского народа.
Повесть отличается реалистичностью описания, хоть ее и нельзя назвать хронологическим документом из-за неточностей и некоторой гиперболизации. Н.В. Гоголь сам признавался в том, что он не ставил перед собой цель отобразить всю историю точно и достоверно, для него было важно продемонстрировать героизм народа, который смело и храбро боролся за свободу и независимость.
Н.В. Гоголь, обращаясь к реальной исторической эпохе, создает образ, рожденный временем. Центральный персонаж Тарас Бульба-типичный запорожский казак. В образе Тараса Бульбы отразились все самые яркие черты запорожских казаков, поэтому образ Тараса Бульбы становится свидетельством того, что на Украине в XV-XVll вв. были отважные и смелые люди, которые поддерживали национально-освободительную войну.
В повести четко прослеживается мысль о том, что жизнь отдельного представителя народа тесно связана с судьбой целого народа. Создавая образ Тарасы Бульбы и делая его типичным и собирательным, Н.В. Гоголь всячески подчеркивал, что появление данного характера было связано с исторической эпохой. Сами события освободительного движения на Украине рождали казаков, подобных Тарасу Бульбе.
Обращение в повести к конкретному историческому периоду, который рождал определенные характеры, и к конкретному историческому географическому объекту навсегда сохраняет в памяти у читателей Н.В. Гоголя информацию об освободительном движении на Украине. То, о чем писал Н.В. Гоголь, даже спустя многие века «забвению не подлежит».

А.П. Платонов «Котлован»
А.П. Платонов в повести «Котлован» рассуждает о таких исторических явлениях, как индустриализация и коллективизация. В повести довольно иронично описывается желание властей сделать жизнь представителей простого народа лучше. Писатель показывает, что такое желание властей невозможно было осуществить в реальной жизни. Строительство нового мира показывается в повести как явление по-настоящему абсурдное. А.П. Платонов фактически разоблачает деятельность государства. Рытье героями повести котлована не могло привести страну к развитию, наоборот, оно помещало людей все в более глубокую яму. Рытье котлована только символизирует невозможность воплотить в действительность все идеи большевиков. В повести показано, как мир старый сталкивается с миром новым, который в свою очередь нельзя назвать лучшим. Главный герой Вощев оказывается уволенным с предыдущей работы за свою
задумчивость, что подчеркивает мысль о том, что для власти были неугодны люди, которые действительно думали, а не делали все по приказу. Герои, роющие котлован по заказу государства, думают о том, что они приближают общество к светлому и идеальному будущему, как это и обещали власти, однако они фактически самостоятельно роют себе могилу. То, что девочка Настя, которая символизирует всю советскую Россию, в финале повести умирает, говорит о позиции А.П. Платонова относительно судьбы своей страны.
Естественно, повесть «Котлован» не могла выйти в момент окончания работы из-за цензурных сообра жений. Однако повесть А.П. Платонова распространялась в самиздате, что говорит о желании автора с помощью художественного текста продемонстрировать правду. Для А.П. Платонова было важно показать все те несправедливые, жестокие и
даже абсурдные явления, которые были свойственны той эпохе. Скрытое за иронией и принципами жанра а антиутопию негативное отношение автора повести к индустриализации и коллективизации, которые становятся сюжетным двигателем произведения, помогает продемонстрировать неоднозначное отношение современников индустриализации и коллективизации к данным политическим явлениям. Повесть
«Котлован» становится художественным памятником историческим периодам индустриализации и коллективизации, к о т о р ы е оказали влияние на весь русский народ.

А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
В основе романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия» лежат реальные исторические события: в шахтерском городе Краснодоне, который в 1942 году был оккупирован немцами, возникла молодежная организация «Молодая гвардия», представители которой занимались подпольной деятельностью.
Многих представителей молодежи, которых всего было около 100 человек, после многочисленных успешных операций против немцев все же сначала арестовали, а затем казнили. Сам А.А. Фадеев признавался, что не ставил перед собой цель как можно точно передать хронологию действий «Молодой гвардии», писателю удалось привлечь читательское внимание к историческому факту о том, что в оккупационное время советская молодежь создала подпольную молодежную организацию, которая боролась с немцами. Для А.А. Фадеева важно было показать тот величайший подвиг, который совершали представители реально существующей молодежной организации «Молодая гвардия». С помощью образов главных действующих в романе героев, являющихся представителями молодежной организации, — Олега Кошевого, Ивана Туркенича, Ули Громовой, Сережи Тюленина, В а л и Борц, Ивана Земнухова, Любки Шевцовой — А.А. Фадеев рассказал о деятельности «Молодой гвардии», существовавшей на самом деле.
А.А. Фадеев, во многом используя художественный вымысел, стремился сохранить память о «Молодой гвардии». Сначала роман А.А. Фадеева был идеологически одобренной историей молодежной организации «Молодая гвардия», затем, когда были выявлены некоторые неточности и несоответствия с действиями романа и реально
происходившими событиями, роман стал восприниматься как художественный вымысел, который все же передавал основные события того времени. А.А. Фадееву удалось сохранить память о молодежной организации, хоть и не в точном и подробном описании. В романе «Молодая гвардия» говорится не только о молодежной организации, ее члена х и ее деятельности, но и о Великой Отечественной войне в целом. В романе показаны и трудности, с которыми пришлось столкнуться советским людям, оказавшимся в

Оккупированном немцами-городе Краснодоне, и жестокости, которые совершали по отношению к советскому народу немцы и перешедшие на их сторону полицаи. В
«Молодой гвардии» изображены случаи из жизни многих представителей советского народа во время Великой Отечественной войны, о которых необходимо знать и помнить.

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
В сборнике рассказов В.Т. Шаламова «Колымские рассказы» демонстрируется период сталинских репрессий. В основе рассказов лежат судьбы тех людей, которые попали в тюрьме по статье «враги народа». Сам В.Т. Шаламов был заключенным на Колыме, откуда он все же смог выбраться, после чего пожелал рассказать всю правду о сталинских репрессиях.
В.Т. Шаламов, который знал о тюремной жизни не понаслышке, с помощью художественного произведения хотел зафиксировать реально существующие факты того времени, с которыми ему также пришлось столкнуться в своей жизни. Автору сборника рассказов, который отличается документальным характером, удалось отразить важный период в жизни целого народа, удалось продемонстрировать жестокость эпохи, когда государство ставило собственные цели превыше свободы отдельных граждан и их жизней. В.Т. Шаламов не побоялся рассказать всю правду того времени, не побоялся рассказать о тех испытаниях, которые он прошел лично, не побоялся рассказать истории тех людей, которые отбывали тюремное заключение по статье «враги народа» и не смогли выбраться их тюрмы. Истории, рассказанные автором сборника «Колымские рассказы» -не вымысел, не антиутопия, не история какого-то одного конкретного человека, это история всего советского народа, это трагедия целого советского народа.
В.Т.Шаламов выбирает довольно необычную проблематику для своего сборника, однако он подробно описывает все то, что было в реальной действительности. Период сталинских репрессий –часть истории русского народа, о которой необходимо знать и помнить для того, чтобы не повторять ошибки прошлого. В рассказах из сборника В.Т. Шаламова видно желание автора предупредить последующие поколения и отгородить их от совершения тех ошибок, которые были допущены в период правления И.В. Сталина.
Писатель, раскрывая в своих рассказах реальную действительность, призывает к необходимости сохранения памяти о жертвах репрессий. Каждый рассказ из сборника
«Колымские рассказы» является документом эпохи, к которой был причастен главный герой-рассказчик, выражающий позицию самого а втора, отбывавшего в свое время заключение на Колыме. Демонстрируя период сталинских репрессий как время, когда людей несправедливо заключали в тюрьму, считая их врагами целого народа, В.Т. Шаламов говорит о горьких страницах прошлого, которые должны преподать следующим поколениям важные уроки.

Добавить комментарий