ЕГЭ по русскому 2018 задание 7 Грамматические синтаксические ошибки — это ошибки в построении словосочетания и предложения.
В задании №7 дано 5 предложений, в каждом из которых содержится грамматическая ошибка. Ученику необходимо найти ошибку и установить соответствие с типом еѐ, при этом в перечне ошибок дано не 5 вариантов, а 7.
Прочитайте все предложения, так как грамматическая ошибка слышна при чтении. Найдите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Это действие поможет найти следующую ошибку:
I. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1. Чаще в тестах этоошибка дана в сложном предложении.
Ищем сложноподчиненное предложениесо словами«те, кто…», «все, кто…»,
«тот, кто…», «каждый, кто…», «каждый из тех, кто», «многие из тех, кто…»
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Те, кто побывал в этом санатории,
стремится приехать сюда еще раз. |
Те , кто побывал в этом санатории,ст ремят ся приехать сюда еще раз. |
Неправильное согласование подлежащего «те» и глагола – сказуемого, которое должно стоять во множественном числе.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Те, кто побывалив этом санатории, стремятся приехать сюда еще раз. | Те, кт о п обывалв этом санатории,стремятся приехать сюда еще раз. |
Неправильное согласование подлежащего «кто» и глагола – сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Запомните:
те(все, многие из тех) + глагол – сказуемое во множественном числе кто (тот, каждый из тех) + глагол – сказуемое в единственном числе
- .Нарушение связи между подлежащим и сказуемым может наблюдаться и в простом предложении:
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Студенчествовыступили против решения администрации университета. | Студенчествовыст упило против решения администрации университета. |
Неправильное согласование подлежащего, выраженного собирательным именем существительным, и сказуемого, которое должно стоять в единственном числе.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Газета «Аргументы и факты»
опубликовали интересный материал. |
Газета «Аргументы и факты»
опубликовала интересный материал. |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название газеты, журнала, произведения и др.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
МГТУ открылоновый факультет. | МГТУ от крыл новый факультет. |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, которое является несклоняемым сложносокращенным словом. Сказуемое согласуется с основным словом, входящим в наименование (в данном случае со словом «университет»).
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать соревнованиям. | Ничто, даже проливные дожди, не
моглоп омешать соревнованиям. |
Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимением кто, никто, что, ничто, и сказуемого.
II. Неправильное употребление падежной формы существительного с предло гом
- Ищемпроизводные предлоги, которые произошли от других частей речи:
благодаря, согласно, вопреки,наперекор, наперерез, подобно.
Эти предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.
Употребление в подобных конструкциях родительного падежа вместо дательного – распространенная ошибка.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Согласно распоряжения | согласно (чему?) распоряжению |
Благодаря лечения | благодаря (чему?) лечению |
- Ищем непроизводный предлог«по»в значении завершенногодействия:
Неправильный вариант | Правильный вариант |
по приезду в столицу | по приездев столицу (после приезда) |
по окончанию школы | по окончании школы (после окончания) |
по завершению работы | по завершениир аботы |
Предлог «по» в значении «после чего – либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа.
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Приложение – это определение, выраженное именем существительным.
Большинство приложений согласовано с определяемым словом (то есть, стоит в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное).
Например: река (какая?) Волга реки (какой?) Волги
Имена собственные, заключенные в кавычки и представляющиесобой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов и т.д., нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, если перед ними стоит родовое понятие – нарицательное существительное «роман», «повесть»,
«рассказ», «стихотворение», «газета», «журнал» и т.д.Эти собственные имена
называются несогласованными приложениями.
Например: газета (какая?) «Правда» газеты (какой?) «Правда» газете (какой?) «Правда»
В романе «Войне и мире» | В романе «Война и мир» |
В рассказе «Судьбе человека» | В рассказе «Судьбачеловека» |
В стихотворении «Незнакомке» | В стихотворении«Незнакомка» |
IV.Ошибка в построении предложения с однородными членами
Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одинаковую синтаксическую функцию (являются одними и теми же членами предложения) и произносятся с интонацией перечисления.
- Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными повторяющимися союзами «не только…, но и…», «как…, так и…»:
Неправильный вариант | Правильный вариант |
В секцию по дзюдо ходили не только
мальчики, а также девочки. |
В секцию по дзюдо ходили не т олько
мальчики, но идевочки. |
В секцию по дзюдо ходили не только
мальчики,но девочки. |
В секцию по дзюдо ходили не т олько
мальчики, но и девочки. |
Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя выпускать и заменять слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только…, атакже…» (вместо«не только…, но и…»), «как…, а также…» (вместо «как…, так и…»).
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. | Для нас интересен как образ Раскольникова, т ак и образ Сони Мармеладовой. |
Части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
- Ошибка в предложении с однородными членами, соединенными соединительным союзом «И».
Неправильный вариант | Правильный вариант |
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю. | В сочинении я хотел рассказатьозначении спорт а и о
любви к нему. |
Девушка, сидевшая у окна и которая
хорошо пела, запомнилась всем. |
Девушка, сидевшаяу окна и хорошо
певшая, запомнилась всем. |
Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом «И».
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Сестры любили (что?) и увлекались (чем?) музыкой. | Сестры любили музыку и увлекались
ею. |
Недопустимо, чтобы от глаголов – сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Люди собирались повсюду: на улицах,
площадях, скверах. |
Люди собирались повсюду: на улицах,
площадях,в скверах. |
При перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги, разные предлоги опускать нельзя.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Больному принесли какао, фрукты,
бульон и апельсины. |
Больному принесли какао, фрукты, бульон или какао, апельсины, бульон. |
Нельзя в ряд однородных членов ставить обобщающее слово.
V. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Раскольников сказал Соне, что это я
убил процентщицу. |
Раскольников сказал Соне, что это он убил процентщицу. |
При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передается.
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Чичиков спросил у Коробочки, что куда
они заехали. |
Чичиков спросил у Коробочки,куда он заехал. |
VI. Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначаетдобавочное
действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Вырубая леса, гибнут реки (деепричастие не связано по смыслу со сказуемым как добавочное действие: реки не могут вырубать леса). | Вырубая леса, люди не думают о будущем (действия, выраженные глаголом – сказуемым не думают и деепричастием вырубая, относятся к подлежащему люди). |
Приехав в Москву, ему стало грустно (безличное предложение). | Приехав в Москву, он загруст ил. |
Деепричастный оборот может быть употреблен в безличном предложении с инфинитивом:
Готовясь к экзамену, нужно повторить все темы курса русского языка.
VII. Нарушение в построении предложений с причастным оборотом
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по
действию и отвечает на вопросыкакой? какая?какое? какие?
Несогласование определяемого слова и причастного оборота
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Листья тихо шуршали, осыпавшиеся с деревьев. | Лист ья, осыпавшиеся с деревьев, тихо шуршали. |
Отрыв причастного оборота от определяемого слова
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Осыпавшиеся листья с деревьевтихо шуршали. | Осыпавшиеся с деревьев лист ьятихо шуршали. |
Разрыв причастного оборота определяемым словом
Неправильный вариант | Правильный вариант |
Направляемые молодые специалисты быстро осваиваются на местах. | Направляемые (кем?) минист ерст вом молодые специалисты быстро осваиваются на местах. |
Употребление причастия без необходимых зависимых слов