ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — В командировки мама и отец ездили

ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — В командировки мама и отец ездили. Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс.

Прочтите текст и выполните задания 2–15.

(1)В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2)Я оставался с бабушкой — маминой мамой.

(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю — мы с бабушкой получали письма каждый день. (4)Мои родители соблюдали строгую очерёдность: одно письмо — от отца, другое — от мамы. (5)Порядок ни разу не нарушился. (6)В конце письма неизменно стояла дата, а чуть пониже было написано: «8 часов утра». (7)Значит, отец и мама писáли после своей утренней пробежки и перед работой.

– (8)Фантастика! — сказала однажды бабушка. — (9)Хоть бы раз перепутали очередь!..

(10)Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает? (11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. (12)Я-то восхищался ими, поскольку мы часто восхищаемся поступками, на которые сами не способны.

(13)Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.

(14)Например, мама и отец старались закалить нас. (15)Но мы с бабушкой не желали обливаться ледяной водой и вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16)Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.

(17)Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко соблюдали режим дня.

(18)Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет. (19)Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку. (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

– (22)Ну-с, сколько денег откладываем на кино? — спрашивала бабушка.

– (23)Побольше! — говорил я.

(24)И бабушка, любившая ходить в кино, как и я, откладывала побольше, а деньги потом экономились на обедах.

(25)По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

(По А. Алек­си­ну) — Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) — пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и дру­гие, по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

Часть 2

Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик восхищался своими родителями?»

1) Потому что герой-рассказчик видел в родителях положительные качества, которыми сам не обладал.
2) Потому что родители рассказчика «проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко».
3) Потому что, уехав в командировку, родители рассказчика писали домой чаще, чем это принято в благополучных семьях.
4) Потому что родители рассказчика были людьми, способными научить тому, как избежать любых проблем.

Задание 3
Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».

1) метафора
2) сравнительный оборот
3) противопоставление
4) просторечные слова

Задание 4
Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».

Задание 5
Из предложений 18—23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Задание 6
Замените разговорное слово «смахивал» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задание 7
Замените словосочетание «утренняя пробежка» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Задание 9
Среди предложений 17—20 найдите предложение с однородными обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня.

Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

И бабушка,(1) любившая ходить в кино,(2) как и я,(3) откладывала побольше,(4) а экономились деньги потом на обедах.
По мнению родителей,(5) мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми,(6) и это нас объединяло.

Задание 13
Среди предложений 10—13 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 14
Среди предложений 13—17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Задание 15
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Ветвицкого.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

краткие ответы: (2)1 (3)2 (4)присылают (5)подстриженными (6)былпохож (7)пробежкаутром
(8)отецмамаписали (9)19 (10)78 (11)3 (12)46 (13)12 (14)17

ЗАДАНИЕ №2
Почему герой-рассказчик восхищался своими родителями?
Ответ: 1) Потому что герой-рассказчик видел в родителях положительные качества, которыми сам не
обладал.

ЗАДАНИЕ №3
Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с
отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный
совет».
Ответ: 2) сравнительный оборот

ЗАДАНИЕ №4
Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением –
«приближение».
Ответ: присылают

ЗАДАНИЕ №5
Из предложений 18–23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ответ: подстриженными

ЗАДАНИЕ №6
Замените разговорное слово «смахивал» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: был похож / был похожим

ЗАДАНИЕ №7
Замените словосочетание «утренняя пробежка» (предложение 7), построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Ответ: пробежка утром

ЗАДАНИЕ №8
Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Ответ: отец, мама писали

ЗАДАНИЕ №9
Среди предложений 17–20 найдите предложение с однородными обособленными определениями.
Ответ: 19

ЗАДАНИЕ №10
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3)
собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6)
бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на
меня.
Ответ: 7, 8

ЗАДАНИЕ №11
Укажите количество грамматических основ в предложении 11.
Ответ: 3 (1. это было чертой; 2. нельзя было определить; 3. она шутит или говорит всерьёз, хвалит или
высмеивает.

ЗАДАНИЕ №12
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
И бабушка,(1) любившая ходить в кино,(2) как и я,(3) откладывала побольше,(4) а экономились деньги
потом на обедах.
По мнению родителей,(5) мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми,(6) и это
нас объединяло.
Ответ: 4, 6

ЗАДАНИЕ №13
Среди предложений 10–13 найдите сложное предложение с последовательным подчинением
придаточных.
Ответ: 12

ЗАДАНИЕ №14
Среди предложений 13–17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной
связью между частями.
Ответ: 17

ЗАДАНИЕ №15.3 (СОЧИНЕНИЕ)

Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Ответ: Жизненные ценности – это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Эти
ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий. У
каждого человека ценности разные. Для многих людей самое ценное – это семья, дети.

Герой текста Анатолия Алексина очень похож на свою бабушку. Это неслучайно, ведь они много времени
проводят вместе, когда родители уезжают в длительные командировки. Бабушка готова даже на
авантюрные поступки. В предложении 24 об одном из таких поступков идёт речь: вместе с внуком они
откладывают деньги на кино, но при этом экономят на обедах. Почему она так не по-взрослому поступает?
Просто бабушка понимает, что нельзя загнать любовь и открытость отношений между ею и внуком в
определённые рамки, нельзя все делать по правилам.

Примером правильных семейных ценностей может стать семья Ростовых из романа Толстого «Война и
мир». В ней царят любовь, взаимопонимание, поэтому дети Ростовых вырастают хорошими людьми,
впитавшими семейные устои, которые будут нести в свои семьи.

Наши жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит принятие решений,
реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. Хорошо, если в семье формируются
правильные жизненные ценности, тогда человеку проще идти с ними по жизни.

Смотрите также:

 

Добавить комментарий