ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — В конце третьего класса, как раз по весне. Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс.
Прочтите текст и выполните задания 2–15.
(1)В конце третьего класса, как раз по весне, когда вскрылась река и с шорохом и гулом уплыли вниз по воде рыхлые серые льдины, наша учительница Анна Николаевна привела в класс нового ученика в кителе с морскими пуговицами. (2)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого — с якорями.
(3)Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пуговицами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцовым пай-мальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию.
(4)Вовка Мешков с первого дня невзлюбил Борецкого. (5)У Мешкова от роду не было внутренних тормозов. (6)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку. (7)Вот и придумал он Борецкому неприличную кличку и так затерроризировал бедного Витьку, что тот решил перейти в другую школу.
(8)И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
— (9)Ребята, выбирайте, что вам нравится! — скомандовала Анна Николаевна.
(10)Мы, как дрова, таскали на телегу стеклянные пирамиды, циркули, банки со змеями и лягушками.
(11)Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:
— (12)Деньги-то ещё остались. (13)Чего бы ещё купить?
(14)Я не успел подумать о самом страшном для меня во всём магазине, как Анна Николаевна воскликнула, смеясь:
— (15)Скелет продаётся?
(16)В ту же секунду меня озарило: а ведь этот скелет спасёт Витьку! (17)Я был абсолютно уверен, что самое страшное пособие поможет Витьке остаться в нашей школе, помириться с Вовкой и забыть свою позорную кличку.
(18)А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке:
— (19)Хочешь сфотографироваться с ним?
(20)Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо. (21)Щёлкнул затвор — готово!
(22)Вечером я предложил Борецкому прогуляться в поисках желанной встречи с Вовкой.
(23)Вовку мы встретили на набережной, где он катался на велосипеде.
(24)Неторопливым движением я достал фотографию и протянул Вовке:
— (25)Посмотри!
(26)Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб.
— (27)Ну ты даё-ёшь! — прошептал он и уставился на Витьку.
(28)Я ликовал. (29)Пусть попробует теперь Вовка повторить позорную кличку, выдуманную для Витьки! (30)Язык у него больше не повернётся!
(31)Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. (32)А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным.
Часть 2
Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик считал, что у Вовки Мешкова больше язык не повернётся повторить неприличную кличку, выдуманную для Витьки Борецкого?»
1) Герой-рассказчик считал, что хорошее воспитание не позволит больше Вовке Мешкову повторять неприличное слово.
2) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков больше не станет издеваться над Борецким, после того как Витька изменился внешне — выпрямил спину и приподнял подбородок.
3) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков понял: Витька Борецкий «образцовый пай-мальчик».
4) Герой-рассказчик считал, что фотография со скелетом станет в глазах Вовки Мешкова доказательством смелости Борецкого и изменит его отношение к Витьке.
Задание 3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого — с якорями.
2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.
3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.
4) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.
Задание 4
Из предложений 28—32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
Задание 5
Из предложений 8—13 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
Задание 6
Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Задание 7
Замените словосочетание «глядел с уважением» (предложение 31), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Задание 9
Среди предложений 1—6 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
Задание 10
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Был он развязный, (1) невоспитанный, (2) и у него даже,(3) казалось,(4) глазки хищно щурились,(5) когда он смотрел на Витьку.
Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мы,(1)как дрова,(2) таскали на телегу стеклянные пирамиды,(3) циркули,(4) банки со змеями и лягушками.
Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий,(5) Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:
— Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?
Задание 13
Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 14
Среди предложений 14—18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Задание 15
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В. В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(9)3 (10)34 (11)3 (12)5 (13)1 (14)16
Почему герой-рассказчик считал, что у Вовки Мешкова больше язык не повернётся повторить
неприличную кличку, выдуманную для Витьки Борецкого?
Ответ: 4) Герой-рассказчик считал, что фотография со скелетом станет в глазах Вовки Мешкова
доказательством смелости Борецкого и изменит его отношение к Витьке.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
Ответ: 1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой,
а у Витьки Борецкого – с якорями.
Из предложений 28–32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением
– «неполнота действия».
Ответ: приподнимал
Из предложений 8–13 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим
правилом (является исключением).
Ответ: стеклянные
Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: случайно
Замените словосочетание «глядел с уважением» (предложение 31), построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Ответ: глядел уважительно
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: не было
Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым
определением.
Ответ: 3
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Был он развязный, (1) невоспитанный, (2) и у него даже,(3) казалось,(4) глазки хищно щурились,(5) когда
он смотрел на Витьку.
Ответ: 3, 4
Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
Ответ: 3 (1. Анна Николаевна сказала; 2. дали; 3. мы отправились)
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Мы,(1)как дрова,(2) таскали на телегу стеклянные пирамиды,(3) циркули,(4) банки со змеями и
лягушками.
Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий,(5) Анна Николаевна вдруг задумчиво
проговорила:
– Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?
Ответ: 5
Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Ответ: 1
Среди предложений 14–18 найдите бессоюзное сложное предложение.
Ответ: 16
общих интересах, доверии и бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга,
который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком.
Пронести и сохранить дружбу ещё сложнее.
В тексте Альберта Лиханова есть пример, когда поддержка друга спасла Витьку Борецкого от насмешек и
издёвок, делавших его жизнь невыносимой. Издёвки над Витькой продолжались потому, что он был
совершенно не похож на «шумливую братию». Рассказчику было жаль Витьку, поэтому он решил ему
помочь. В магазине наглядных пособий его озарила мысль, как спасти своего товарища от обидных кличек и
нападок Мешкова. И затея удалась. Очень важно в трудные моменты почувствовать надёжное плечо друга,
готового прийти на помощь.
Немало примеров настоящей дружбы мы можем найти в кинофильмах. В фильме «Офицеры» два друга
смогли вместе преодолеть трудности фронтовых дорог, прошли испытание любовью к одной девушке, но
сохранили верность дружбе и друг другу.
Дружить надо учиться. А ещё самое, пожалуй, главное – нужно относиться к людям так, как хочешь, чтобы
они относились к тебе, тогда тебе удастся найти настоящих друзей и познать радость быть востребованным.