ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — В нашей паре я был ведущим

ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — В нашей паре я был ведущим. Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс.

Прочтите текст и выполните задания 2–15.

(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства. (7)На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика. (8)Его нравственный кодекс был строже и чище моего. (9)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.

(10)Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (11)На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.(12)Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. (13)Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. (14)Как раз перед этим я пропустил несколько дней и не знал о домашнем задании. (15)Поначалу всё шло хорошо: я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, прочёл текст и пересказал его.

– (16)Прекрасно, – поджала губы Елена Францевна. – (17)Теперь стихотворение.

– (18)Какое стихотворение?

– (19)То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном.

– (20)А вы разве задавали?

– (21)Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота. – (22)Здоровенный парень, а дисциплина…

– (23)Да я же болел!

– (24)Да, ты отсутствовал. (25)А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?

(26)Взял бы да и сказал: не хватило. (27)Ну что она могла мне сделать? (28)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. (29)Забыл, наверное. (30)Я так и сказал Елене Францевне.

– (31)Встань! — приказала Павлику немка. – (32)Это правда?

(33)Он молча наклонил голову. (34)И я тут же понял, что это неправда. (35)Как раз о немецком я его не спрашивал…

(36)Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. (37)Он слушал её молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. (38)Спустив пары, немка угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор… (39)Я получил «отлично».

(40)Вот так всё и обошлось. (41)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика, к моему удивлению, не оказалось рядом. (42)Он сидел за пустой партой далеко от меня.

– (43)Ты чего это?..

(44)Он не ответил. (45)У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. (46)Я никогда не видел Павлика плачущим. (47)Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.

– (48)Брось! – сказал я. – (49)Стоит ли из-за учительницы?

(50)Он молчал и глядел мимо меня. (51)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (52)Его предал друг. (53)Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

(54)Никому не хочется признаваться в собственной низости. (55)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (56)Ну покричала на него немка, подумаешь, несчастье! (57)Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. (58)И всё же, окажись Павлик на моем месте, назвал бы он меня? (59)Нет! (60)Он скорее проглотил бы собственный язык. (61)Когда прозвучал звонок, я подавил желание броситься к нему, признавая тем самым свою вину и готовность принять кару.

(62)Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе, но Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.

(По Ю. Нагибину) — Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Часть 2

Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему прервалась дружба героев рассказа?»

1) Павлик не мог смириться с ролью ведомого в дружбе.
2) Герой рассказа испытывал чувство вины перед Павликом за свой поступок.
3) Герой рассказа считал, что Павлик не прав.
4) Павлик не простил другу предательства.

Задание 3
Укажите предложение, в котором не использован фразеологизм.

1) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.
3) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.
4) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

Задание 4
Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Задание 5
Из предложений 18-22 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».

Задание 6
Замените разговорное слово «угомонилась» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задание 7
Замените словосочетание «душевное превосходство» (предложение 7), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 27.

Задание 9
Среди предложений 44-53 найдите предложение с однородными обособленными определениями. Напишите номер этого предложения.

Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Когда,(1) довольный и счастливый,(2)я вернулся на своё место,(3) Павлика,(4) к моему удивлению,(5) не оказалось рядом.

Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Задание 12
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Потом было немало случаев,(1) когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе,(2) но Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек,(3) каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.

Задание 13
Среди предложений 2-10 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 14
Среди предложений 9-15 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

Задание 15
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ОТВЕТЫ

краткие ответы: (2)4 (3)2 (4)беспощаден (5)задано (6)успокоились (7)превосходстводуши
(8)онамогласделать (9)45 (10)45 (11)3 (12)13 (13)5 (14)915

ЗАДАНИЕ №2
Почему прервалась дружба героев рассказа?
Ответ: 4) Павлик не простил другу предательства.

ЗАДАНИЕ №3
Укажите предложение, в котором НЕ использован фразеологизм.
Ответ: 2) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.

ЗАДАНИЕ №4
Из предложений 7–9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости
последующего согласного.
Ответ: беспощаден

ЗАДАНИЕ №5
Из предложений 18–22 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».
Ответ: задано

ЗАДАНИЕ №6
Замените разговорное слово «угомонилась» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: успокоились

ЗАДАНИЕ №7
Замените словосочетание «душевное превосходство» (предложение 7), построенное на основе связи
согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Ответ: превосходство души

ЗАДАНИЕ №8
Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ: она могла сделать

ЗАДАНИЕ №9
Среди предложений 44–53 найдите предложение с однородными обособленными определениями.
Ответ: 45

ЗАДАНИЕ №10
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Когда,(1) довольный и счастливый,(2)я вернулся на своё место,(3) Павлика,(4) к моему удивлению,(5) не
оказалось рядом.
Ответ: 4, 5

ЗАДАНИЕ №11
Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
Ответ: 3

ЗАДАНИЕ №12
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Потом было немало случаев,(1) когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе,(2) но Павлик не хотел
этого: ему не нужен был тот человек,(3) каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.
Ответ: 1, 3

ЗАДАНИЕ №13
Среди предложений 2–10 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным)
подчинением придаточных.
Ответ: 5

ЗАДАНИЕ №14
Среди предложений 9–15 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями.
Напишите номера этих предложений.
Ответ: 9, 15

ЗАДАНИЕ №15.3 (СОЧИНЕНИЕ)

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Ответ: Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, которые в любой момент могут
пройти серьёзные испытания. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и
распорядке жизни, но, на мой взгляд, самой опасной проверкой для дружбы является предательство.
В тексте Ю.М. Нагибина повествуется о том, как рассказчик, казалось бы, без злого умысла предаёт своего
друга Павлика, который не сможет простить его. Не сможет потому, что не признает «сделок с совестью»,
становится беспощадным… Этот мальчик, по словам автора, «презирал всякие обходные пути, мелкие
уловки и хитрости – прибежище слабых душ», да и не нужен ему был в друзьях тот человек, каким
рассказчик вдруг раскрылся на уроке немецкого…
О губительной роли предательства в дружбе пишет неизвестный автор в Интернете:
Как тяжело, если друг самый близкий,
Бросит в беде, когда помощи ждёшь.
Иль, поступая и подло и низко,
В спину вонзает предательский нож.
Таким образом, дружба и предательства – понятия несовместимые.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *