Прочитай текст.
Упрямый зяблик
Октябрь так птиц холодом напугал, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Вороны, воробьи и галки остались. Ну да с этими Октябрь и связываться не хочет. А вот за зябликов Октябрь решил взяться. Потому что имя у них такое и должны они Октября бояться. Всех разогнал, один только остался. Самый упрямый.
– Зяблик ты, так зябни! – рассердился Октябрь.
А зяблик не зябнет!
– Небось озябнешь! – разбушевался Октябрь. И давай зяблику под перо ветром дуть.
А зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство – тугой животик. Прыгает по веткам и склёвывает то жука, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная птичья – плюс сорок четыре градуса!
– Холодом не пронял – голодом одолею! – скрипнул Октябрь морозцем. И так ветром дунул, что сдул с деревьев всех насекомых.
А зяблик – порх! – и на землю. Стал на земле кормиться.
Октябрь на недельку задумался, потом землю дождичком полил и морозцем застудил.
Раззадорился зяблик:
– Ты землю заморозил, а я рябину мороженую клевать буду.
И стал клевать рябину.
Посинел Октябрь от злости. Ветром дует. Дождём полощет. Снежком сечёт. И морозцем прихватывает, прихватывает…А зяблик не зябнет. Рябина-то от мороза только вкусней становится!
(По Н. Сладкову)
1. Запиши пропущенные пункты плана прочитанного текста.
1. Кто-то из птиц Октября испугался, а кто-то нет.
2. __________________________________________
3. Как зяблик от холода спасался.
4. Октябрь решил зяблика голодом испугать.
5.__________________________________________.
Ответ: дописаны пропущенные 2 и 5 пункты плана.
1. Кто-то из птиц Октября испугался, а кто-то нет.
2. Как Октябрь зяблика холодом пугал.
3. Как зяблик от холода спасался.
4. Октябрь решил зяблика голодом испугать.
5. Октябрь злится, а зяблику голод не страшен.
Оценивание:
1 балл – записаны оба пункта плана.
0 баллов – записан один пункт, второй или не записан, или не соответствует тексту.
Примечание: словесные формулировки, которыми учащийся может передать пропущенные пункты плана, могут отличаться от приведённых в качестве примера. Оценивается соответствие предложенных пунктов содержанию текста, а не идентичность с приведёнными в качестве примера формулировками.
2. Николай Сладков назвал свой текст «Упрямый зяблик». Как по-другому можно назвать этот текст? Предложи свой вариант заголовка, объясни, почему ты считаешь, что твой заголовок подходит.
Твой вариант заголовка: ____________________________________
Объяснение: ______________________________________________
________________________________________________________
Ответ: предложено название, адекватное содержанию текста, приведено объяснение предложенного названия. Например: Текст можно назвать «Как Октябрь зяблика пугал», этот заголовок подходит, потому что в тексте говорится о том, какими способами Октябрь пытался запугать зяблика.
Оценивание:
1 балл – предложено адекватное название текста, дано объяснение.
0 баллов – предложенное название текста и объяснение не соответствуют содержанию текста.
Примечание: приведенный пример является не единственным правильным ответом, балл ставится при соответствии предложенного названия содержанию текста и наличию объяснения.
3. Вспомни, чему ты недавно научился, как это произошло, почему это было важно для тебя. В твоей записи должно быть 3 – 4 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.
Ответ: Записан связный текст объёмом 3 — 4 предложения, в котором указано, чему удалось недавно научиться.
Оценивание:
2 балла – записан связный рассказ объемом 3-4 предложения и более, соответствующий предложенной теме, проблем со связностью изложения мыслей нет.
1 балл – записан связный рассказ объемом от 1 до 2 предложений, соответствующий предложенной теме, проблем со связностью изложения мыслей нет.
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
Примечание: Наличие орфографических ошибок в тексте не влияет на оценку данного задания.