Речевые клише по русскому языку к сочинению ЕГЭ. Клише для сочинения ЕГЭ. Клише, которые можно использовать для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Элементы сочинения | Языковые средства |
Для вступления |
· (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
· (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Некоторые считают, что … Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. (далее сразу формулируем проблему) · (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду. · Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: … |
Проблема текста |
· Текст посвящен проблеме (чего? подставляем сущ. в Р.п.)…
· В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает проблему (чего?)… · В данном тексте писателя (имя) волнует проблема (чего?) … · Данный текст посвящён проблеме … · (Имя автора) останавливается на проблеме (чего?) … · Проблема (чего?) … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}. · формулировка с помощью вопроса Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}. |
Комментирование проблемы обязательно на основе прочитанного текста |
· В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…
· Автор рассуждает (размышляет, делится своими впечатлениями) о… · Вопрос о … {идея о… Заменяем слово проблема синонимами, чтобы не повторяться} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему} · Рамышляя над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание |
картин природы и т. п.}. | |
Позиция автора |
· Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: …
· Автор утверждает (убежден), что… · Автор полагает, что… · Цель автора — заставить читателя обратить внимание на… · Позиция автора очевидна: … · Автор не может не восхищаться…(удивляться, восторгаться)… · Он помогает и нам понять (осознать…) всю красоту (значимость)… · Автор стремится к осмыслению общественно важных проблем и хочет вызвать у читателя определённый отклик. Я считаю, что это ему удалось. (Несомненно, безусловно, без всякого сомнения, это ему удалось). · Автор статьи (очерка), (рассказа) побуждает читателя по-новому оценить ситуацию с…(взглянуть на…), и с его мнением нельзя не согласиться ( и я полностью разделяю его позицию). · Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется. Анализируем худ. средства и приёмы автора}. · Автор не даёт конкретных советов, он лишь обозначает проблему и предлагает читателю подумать о том, как сохранить окружающую нас природу (чистоту русского языка), (нравственность), (милосердие)… · Автор словно предлагает читателю внимательнее приглядеться к герою ( какому?): а вдруг он узнает в нём себя. |
Собственное мнение по проблеме, поднятой автором текста (согласие с автором) |
· Я придерживаюсь точки зрения автора и считаю, что…
· Я разделяю позицию автора по поводу того, что… · Я присоединяюсь к мнению автора по поднятой им проблеме. · Трудно не согласиться с автором текста в том, что … · С мнением автора нельзя не согласиться, настолько оно убедительно. · Автор предстал перед нами как настоящий публицист (художник, лирик, философ, патриот, гражданин). Я полностью разделяю его позицию. · Нельзя не признать правоту автора, который призывает нас … · Я согласен с автором в том, что … + Нужно обязательно пояснить свою позицию! |
Возражение автору |
· Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждениями,т.к.…
· Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что… · На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях. · Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что… · я не во всём разделяю его позицию… · Однако я не во всём согласен с автором. |
Аргументы |
Первый аргумент:
· Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности … · Особенно остро эта проблема поставлена в рассказе (повести, романе (автор) … Первый аргумент: · В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (повесть, рассказ, пьесу) Ф.И.О. и название. · Об этом неоднократно говорили в своих произведения русские писатели-классики. Вспомним рассказ (роман, повесть, пьесу) Ф.И.О. и название. В этом произведении.
Второй аргумент:
· Приведу еще один литературный аргумент, который показывает… · Данная проблема раскрыта в фильме… · Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что.. · У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) … |
Заключение. Выводы |
· В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну:… (суммируем размышления).
· Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте Ф.И.О., расставят приоритеты в своей жизни не только исключительно для себя, но и для других людей. · Таким образом, можно сделать вывод, что… Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
|