Средства выразительности речи для ОГЭ по русскому языку 9 класс

Средства выразительности речи для ОГЭ по русскому языку 9 класс. Таблица «Средства выразительности речи» для подготовки учащихся 9 классов к экзаменам

I. Фонетические (звукопись)

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор согласных, создающий образ (в стихотворении).
Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей.

АССОНАНС – повтор гласных, создающий образ (в стихотворении).
Люблю берёзу русскую
То светлую, то грустную – передаёт лёгкую грусть, нежность.

II. Лексические (тропы)

ЭПИТЕТ – красочное, образное определение в переносном значении. Подчёркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения.
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью/ Поэта праведную кровь.
Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.

СРАВНЕНИЕ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим.
Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: КАК, ТОЧНО,

СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО.
Как море бесшумное, волнуется всё войско.
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

МЕТАФОРА – троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов.
Летят алмазные фонтаны/
С весёлым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз);
Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, тёплый приём, цепь гор, хвост поезда.

РАЗВЁРНУТАЯ МЕТАФОРА – одна метафора влечёт за собой новые, связанные с неё по смыслу.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – неодушевлённому предмету приписываются свойства живого существа.
Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?

МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим, смежным по значению.
Эй ты, шляпа! (человек в шляпе). Читая Булгакова… (его книги). Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.

СИНЕКДОХА – разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот.
Каждую копейку в дом несёт (деньги).
И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия).

АЛЛЕГОРИЯ – изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.
Лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости.

ИРОНИЯ – слово или выражение, употреблённое в смысле, противоположном прямому.
Такой ты умный (=глупый)!

ГИПЕРБОЛА – преувеличение.
В сто сорок солнц закат пылал.

ЛИТОТА – преуменьшение.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, – Не более напёрстка;
Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.

ПЕРИФРАЗ(А) – слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора.
Царь зверей (=лев).
Чёрное золото (=нефть).
Утро года (=весна).

СИНОНИМЫ – слова, различные по написанию, но близкие по значению.
Победить – одолеть; бежать – мчаться.

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ – слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста.
Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.

АНТОНИМЫ – слова, имеющие противоположные значения.
Коварство и любовь;
Белей лишь блеск, чернее тень.

АРХАИЗМ/ УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО – вышедшее из общего употребления слово или оборот речи.
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился…

ДИАЛЕКТИЗМ – слово или оборот, бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм).
Кочет (петух), корчик (ковшик), скородить (разравнивать граблями).

ЖАРГОНИЗМ – слово или выражение из условного, искусственного языка какой-либо социальной группы.
«Чуять» – из жаргона охотников, «амба» – из морского,
«комп» – из молодёжного.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА – лексика, представленная в научной, художественной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Этот разряд слов, как правило, используется в письменной речи и неуместен в устной.
Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна.
— Прочти сей манускрипт, — посоветовал мне Гошка.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА –лексика, представленная преимущественно в устной речи, ориентированная на неформальное, непринуждённое общение. Её использование совершенно недопустимо в информационных текстах и текстах официального характера.
Купить картошку (=картофель), многовато ошибок (=много), ерунда (что-либо маловажное), работать помаленьку (=постепенно), шоколадка (=плитка шоколада).

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА – слова, пришедшие из других языков.
Сэндвич, футбол, дисплей.

НЕОЛОГИЗМ – слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий.
«Бездарь» (вместо «бездарность»).

АФОРИЗМ – обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.
«У сильного всегда бессильный виноват».

ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ – лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.
Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение

III. Стилистические фигуры

АНАФОРА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) – повтор частей в начале строк (единоначатие).
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…

ЭПИФОРА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) – повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений.
Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) – повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путёвку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

ЭКСПРЕССИВНЫЙ ПОВТОР – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
Небо над Волгой синее-синее.
Ошибки-то надо исправлять, исправлять надо!
–Скорей, скорей, – кричали мальчики, подгоняя друг друга…

АНТИТЕЗА / ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счета быстрой смены противоположных по смыслу понятий.
Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.

ГРАДАЦИЯ – расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза.
Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть…

ОКСЮМОРОН – соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга.
Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой.
Мёртвые души, живой труп, горячий снег.

ИНВЕРСИЯ – изменение обычного порядка слов.
Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше). Пришёл он; Досадно было, боя ждали;
Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням – (вместо «он стрелой взлетел мимо швейцара»).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – повторяющаяся последовательность членов предложений.
Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль.
Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету.

ЭЛЛИПСИС – пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста.
Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения.
И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН) – однородные члены или предложения, соединённые повторяющимися союзами.
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.

БЕССОЮЗИЕ – однородные члены предложения соединяются без помощи союзов.
Швед, русский колет, рубит, режет…

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ –
восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств.
Кто не бранивал станционных смотрителей!

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя.
Какой русский не любит быстрой езды? (= «все русские любят»).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Прощай, немытая Россия!
Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?

УМОЛЧАНИЕ – намеренное прерывание речи в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.
Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, /Я близ Кавказа рождена.

ПАРАДОКС – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.
Трус умирает много раз, храбрец — только однажды; Торопись медленно;
Чем хуже, тем лучше.

ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов.
Пушкин – это чудо.

ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.
Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

IV. Синтаксические средства

ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ – слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения (их можно опустить, и предложение не исказится).
Обособляются запятыми!
Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша.
Он, стало быть, бережёт себя.
Не правда ль, он хорош?
Наконец, он пришёл.

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ – изложение в виде последовательности «вопрос-ответ».
И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего. На конце ставится восклицательный знак.
Пожар! Горим!
Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-либо. На конце ставится вопросительный знак.
И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что – а зачем рушить?

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ – члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос.
За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери.
Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своё творчество с тем временем, в котором живёшь.
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

ЦИТИРОВАНИЕ – точное копирование чьих-то слов.
Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»

ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА – слова, которые выражают эмоции говорящего, его отношение к предмету речи.
Разиня, гадость, безобразие, кошмар, ерунда.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА – слова, на лексическое значение которых наложена эмоциональная окраска. Они содержат отношение самого говорящего к называемому явлению.
Подкаблучник, надувательство, дружочек, проморгать автобус.

ЭКСПРЕССИВНО-ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА – слова, усиливающие выразительность речи
Буйный, бешеный, кипучий, лучезарный, лазурный.

ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКИЕ СЛОВА – выдуманные автором слова.
Ослепительной рыжины ходит лисонька у ручья. Удивительна эта рыжь.
Я свирел в свою свирель.

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО – показывает, что предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку.
Крепчайший, самый сильный, лучший, умнее всех.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ТЕРМИНЫ – слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства и т.д.
«Корень», «форма слова», «разговорная речь».

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА – слова из политической, социально-экономической, мировоззренчески философской областей.
Общество, свобода, парламент, гражданин, легитимный.

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ – непосредственное обращение к читателю.
Но неужели всё так безнадёжно? Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет.

Добавить комментарий