Тренировочный вариант №2 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс.

Тренировочный вариант №2 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс. Всероссийская проверочная работа 2021 по русскому языку 5 класс варианты.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Пе(в/ф)чие птиц.. уже ул..тели в тёплые края. Слышно, как в орехов..й рощ.. л..сток
пересч..тыва..т каждый сучок, пока (не)уп..дёт на землю.
Вдру(г/к) на тр..пе я услышал необыч..н..ю песню. Кто-то скр..жетал клювом булькал
горлом даже соб..рался св..стеть. Я ост..новился у орешины(2) и прислушался к ре(з/с)ким
звукам.(4) И тут ра(з/с)гл..дел в..рону. Т..ж..лая(3) птица ра(з/с)качивалась на ветк.., будто на к..челях. Ра(з/с)пев(1) у в..роны вых..дил плохой но она пела радос..но и (не)обр..щала на меня внимания.
Может, без других птиц она почу..ствовала себя сол..в..ём Кто в рощ.. до в..сны смож..т оспорить это её право.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.

В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана
основная информация, необходимая для верного ответа.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Ворота, звонят, квартал, создала.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно выражено. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Часть луговых растений перед сном закрывает лепестки цветков.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Вани в краеведческом музее проходит новая выставка
2) Ваня сказал что в краеведческом музее он побывал впервые
3) Ваня расскажет о посещении музея громко объявил Павел Петрович
4) Что тебе понравилось в краеведческом музее Ваня

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые.

(Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы
сделали свой выбор.
1) Дарья Семёновна давайте пойдём в поход!
2) Давайте пойдём в поход.
3) За рекою загоралась алая заря.
4) На практике студенты применяли полученные
знания и проводили опыты
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой
выбор.
1) Тропинка петляет среди деревьев и поднимается на пригорки.
2) Восходит месяц и красным столбом отражается на другой стороне пруда.
3) Ночь уже ложится на горы и туман бродит по ущельям.
4) Густые тучи скрывают небо и почти нависают над нашими головами.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)В детстве у меня была любимая кукла. (2)Я с ней никогда не расставалась. (3)Гуляла, ела, играла. (4)Я рассказывала ей о своих неудачах и радостях.
(5)А ещё у меня была любимая подруга Маша. (6)Она рано лишилась родителей и жила с бабушкой. (7)В день моего семилетия ко мне пришли гости.
(8)Мы очень любили одну игру. (9)Мама привязывала к ленте игрушки, а мы
с завязанными глазами должны были их среза́ть. (10)В тот день рождения игрушек на всех не хватило. (11)Тогда мама предложила привязать мою любимую куклу. (12)Я так мечтала
срезать её, но мне досталась книга. (13)А куклу срезала подружка, та самая, любимая.
(14)С тех пор я никогда не видела Машу. (15)И очень долго не могла её простить. (16)Мне казалось, она приехала, чтобы отнять кусочек моего сердца. (17)Я потеряла куклу
и потеряла подругу.
(18)Сейчас, когда я выросла, я часто вспоминаю тот день. (19)Вновь вижу тихую радость в красивых и грустных глазах Маши. (20)С какой взрослой, материнской любовью прижала она к себе мою куклу в розовом платье. (21)И унесла её, пряча под тёплой шубкой. (22)А я стояла у окна и сквозь слёзы смотрела на улицу.
(23)И только много позже я поняла, что никакая игрушка не дороже счастья другого человека.

(По О. Баранковой)

8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт свидетельствует о том, что автор текста долго не могла простить подругу Машу? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9−11 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 18−20 найдите слово со значением «весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения». Выпишите это слово. 1
12. В предложениях 19−20 найдите антоним к слову «весёлые» и выпишите его.

ОТВЕТЫ

1. Певчие птицы уже улетели в тёплые края. Слышно, как в ореховой роще листок пересчитывает каждый сучок, пока не упадёт на землю. Вдруг на тропе я услышал необычную песню. Кто-то скрежетал клювом, булькал горлом, даже собирался свистеть. Я остановился у орешины(2) и прислушался к резким звукам.(4) И тут разглядел ворону.
Тяжёлая(3) птица раскачивалась на ветке, будто на качелях. Распев(1) у вороны выходил плохой, но она пела радостно и не обращала на меня внимания.
Может, без других птиц она почувствовала себя соловьём? Кто в роще до весны сможет оспорить это её право?

(По Н. Красильникову)

2.

распев(1)
р – [р] – согласный, звонкий, твёрдый
а – [а] – гласный, безударный
с – [с] – согласный, глухой, твёрдый
п – [п’] – согласный, глухой, мягкий
е – [э́
] – гласный, ударный
в – [ф] – согласный, глухой, твёрдый
6 букв, 6 звуков, 2 слога

тяжёлая(3) (птица)
1) тяжёлая (птица) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: птица (какая?)
тяжёлая;
2) начальная форма – тяжёлый; в единственном числе, в женском роде, в именительном
падеже;
3) в предложении является определением

Я остановился у орешины и прислушался к резким звукам.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: я (подлежащее) остановился (и) прислушался (однородные
сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (остановился) у орешины – обстоятельство (возможно:
дополнение); (прислушался) к звукам – дополнение; (к звукам) резким – определение.

3. Ворота, звонят, квартал, создала.

4. 1) Обозначение частей речи в предложении:
  сущ.       прил.       сущ.        предл. сущ.        глаг.          сущ.         сущ.
Часть луговых растений перед сном закрывает лепестки цветков.
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: местоимение
(ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но необязательно указание:
наречие, имя числительное, междометие

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
«Ваня расскажет о посещении музея», – громко объявил Павел Петрович.
2) составление схемы предложения: «П», – а.

6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Дарья Семёновна, давайте пойдём в поход!

2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Ночь уже ложится на горы, и туман бродит по ущельям.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

8. Основная мысль текста.
Никакая игрушка не дороже счастья другого человека.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

9. Ответ может быть сформулирован так:
Автору текста казалось, что подруга вместе с куклой отняла у неё кусочек сердца.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

10. повествование

11. радость

12. грустных; грустные

Комментарии 1

Добавить комментарий