ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — А было это давно…

ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — А было это давно… Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс.

Прочтите текст и выполните задания 2–15.

(1)А было это давно, Оля тогда в школе училась. (2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось. (4)Утром вставала рано, до свету, – курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого.

(10)С пятого класса по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

(12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость. (15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой – он прикольный, смешной. (18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности участвовал, где ему всегда главные роли давали. (19)Потому и решился в театральный поступать.

(20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех. (22)Мало кто с ним общался,

и вообще никто не дружил. (23)А он, однако, всё старался обратить на себя внимание, да не получалось. (24)Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.(25)Вот как-то у кого-то день рождения был, и раздали всем по конфете. (26)Оля ещё и развернуть своё угощение не успела, как почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету. (28)Слёзы хлынули потоком, и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. (31)Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов, да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были, седьмой класс.

– (33)И не стыдно тебе девчонку бить? – услышала она вдруг голос Саши. – (34)Силач!

– (35)Чего? – привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише…

– (37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней:

– (38)На, возьми мою конфету!..

(По О.Ю. Рою) Рой Олег Юрьевич (род. в 1965 г.) – российский писатель.

Часть 2

Задание 2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Оля верила в Сашку Кочеткова, как ни в кого?»

1) Сашка Кочетков был в школе первым шалопаем, заводилой и непоседой.
2) За внешней бесшабашностью скрывалась, по Олиному мнению, сильная личность.
3) Сашка Кочетков не похож был на своих одноклассников: он был прикольным, смешным и анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали.
4) Сашка Кочетков участвовал в самодеятельности, где ему всегда главные роли давали.

Задание 3 

В каком варианте ответа средством выразительности речи являются эпитеты?

1) А там уроки да перемены. И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа.
2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.
4) Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание.

Задание 4

Из предложений 30—37 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — неполнота действия.

Задание 5

Из предложений 4—8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
Задание 6

Замените просторечное слово «огрел» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задание 7

Замените словосочетание «домашнее задание», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8

Выпишите грамматическую основу предложения 10.

Задание 9 

Среди предложений 6—11 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.

Задание 10

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев,(1) высокий,(2) тучный,(3) злой на всех. Мало кто с ним общался,(4) и вообще никто не дружил. А он,(5) однако,(6) всё старался обратить на себя внимание,(7) да не получалось. Даже за одной партой сидел с ней,(8) Олькой,(9) которую по фамилии только и знал и никогда,(10) кроме домашнего задания по русскому,(11) ни о чём не спрашивал.

 

Задание 11

Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

 

Задание 12

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Чтобы хорошо учиться,(1) до глубокой ночи за уроками сидела. Ещё очень любила Оля книжки читать,(2) жаль,(3) что времени на них почти не оставалось. Утром вставала рано,(4) до свету,(5) – курам задать корма,(6) то да сё,(7) потом младших будила,(8) в школу собирала.

 

Задание 13

Среди предложений 13—19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Задание 14

Среди предложений 12—19 найдите предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Задание 15
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И. Г. Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г. Милославского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, — храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней: – На, возьми мою конфету!..»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ

ОТВЕТЫ

краткие ответы: (2)2 (3)2 (4)привстал (5)уверена (6)ударил (7)заданиенадом (8)сохла (9)6 (10)56 (11)3
(12)13 (13)18 (14)17

ЗАДАНИЕ №2
Почему Оля верила в Сашку Кочеткова, как ни в кого?
Ответ: 2) За внешней бесшабашностью скрывалась, по Олиному мнению, сильная личность.

ЗАДАНИЕ №3
В каком варианте ответа средством выразительности речи являются эпитеты?
Ответ: 2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд
такой твёрдый, решительный

ЗАДАНИЕ №4
Из предложений 30–37 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением
– неполнота действия.
Ответ: привстал

ЗАДАНИЕ №5
Из предложений 4–8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
Ответ: уверена

ЗАДАНИЕ №6
Замените просторечное слово «огрел» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: ударил/стукнул

ЗАДАНИЕ №7
Замените словосочетание «домашнее задание», построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление.
Ответ: задание на дом

ЗАДАНИЕ №8
Выпишите грамматическую основу предложения 10.
Ответ: сохла

ЗАДАНИЕ №9
Среди предложений 6–11 найдите предложение с обособленными приложениями.
Ответ: 6

ЗАДАНИЕ №10
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев,(1) высокий,(2) тучный,(3) злой на всех. Мало кто с ним
общался,(4) и вообще никто не дружил. А он,(5) однако,(6) всё старался обратить на себя внимание,(7) да
не получалось. Даже за одной партой сидел с ней,(8) Олькой,(9) которую по фамилии только и знал и
никогда,(10) кроме домашнего задания по русскому,(11) ни о чём не спрашивал.
Ответ: 5, 6

ЗАДАНИЕ №11
Укажите количество грамматических основ в предложении 13.
Ответ: 3 (1. окончили; 2. больше половины одноклассников разъехались; 3. он учился, бередил)

ЗАДАНИЕ №12
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Чтобы хорошо учиться,(1) до глубокой ночи за уроками сидела. Ещё очень любила Оля книжки читать,(2)
жаль,(3) что времени на них почти не оставалось. Утром вставала рано,(4) до свету,(5) – курам задать
корма,(6) то да сё,(7) потом младших будила,(8) в школу собирала.
Ответ: 1, 3

ЗАДАНИЕ №13
Среди предложений 13–19 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным)
подчинением придаточных.
Ответ: 18

ЗАДАНИЕ №14
Среди предложений 12–19 найдите предложение с бессоюзной связью между частями.
Ответ: 17

ЗАДАНИЕ №15.3 (СОЧИНЕНИЕ)

Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ?

Ответ: Кто из нас не испытывал в своей жизни особые переживания по поводу первой любви, когда при
виде виновника наших переживаний захватывало дух, подкашивались ноги, потели руки и лоб? Когда
хотелось постоянно видеть, слышать и быть рядом с объектом наших воздыханий?
Оля, героиня текста Олега Роя, влюблена, влюблена по-настоящему, для неё весь мир заключён в нём
одном. В предложении 5 автор говорит, что Оля по нему «сохла», она верила в него, потому что иначе не
может относиться влюблённый человек к предмету своего обожания: «Она верила в него, как ни в кого».
Как возвышенно и проникновенно сказано! Даже в себя так не верила, как в него!
Герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв искренне влюблён в Машу Миронову. Их любовь
чиста, бескорыстна, поэтому привлекает современного читателя, ведь в наше время нелегко найти примеры
такой любви. Есть на страницах повести и другая любовь, отталкивающая и пугающая – любовь Швабрина к
Маше. Швабрин не способен на глубокое чувство, он может пойти на низость и подлость, чтобы добиться
своего, о чувствах любимого человека он не думает.
Любовь бывает взаимной и безответной. Первая делает человека счастливым, вторая делает его
несчастным. Ради любви человек может совершить подвиг, а может пойти на преступление. Значит, любовь
– это огромная сила, способная двигать людьми, распоряжаться их судьбами, вершить суд и даровать
милость.

Смотрите также:

Добавить комментарий