ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — Андрюша Рудаков был крепким…

ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — Андрюша Рудаков был крепким… Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс.

Прочтите текст и выполните задания 2–15.

(1)Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком. (2)Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.

(3)Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. (4)То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, – с этим Андрюша никак не мог примириться. (5)Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

(6)Очень неприятно было Андрюше сидеть с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. (7)Поэтому он однажды принёс
в стеклянной банке большого паука. (8)Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

(9)С этого и началось… (10)Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы совершенно не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.

(11)Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:

– (12)Я ведь не зря принёс паука. (13)Я хотел приучить Асю ничего не бояться, а она опять испугалась.

– (14)Что ж, я верю тебе, – сказала Анна Сергеевна. – (15)Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю. (16)Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. (17)Мальчика звали Вова, а девочку – Аня. (18)Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. (19)А шла уже вторая четверть. (20)И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на санках», но Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! (21)Над нами будет хохотать вся школа…» (22)Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» (23)С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на санках Аню. (24)Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. (25)К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. (26)На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.

– (27)А кем? – нетерпеливо спросил Андрюша.

– (28)Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. (29)Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. (30)А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.

(31)Андрюша опустил глаза. (32)Так просидел он за своей партой долго. (33)Он живо представлял саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.

(34)Наутро Андрюша, конечно же, стоял у крыльца дома, где жила Ася. (35)Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой.

– (36)Доброе утро, – сказал Андрюша Асиной бабушке.

(37)Потом поздоровался с Асей.

– (38)Если хочешь, Ася, пойдём в школу вместе.

(39)Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. (40)Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. (41)Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

– (42)С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной: он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.

– (43)Да, – тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.

(44)И они пошли вместе. (45)Они шли мимо незнакомых собак
и шипящих гусей, не уступили дорогу бодливому козлу-задире. (46)И Асе не было страшно.

(По Е.А. Пермяку) — Пермяк Евгений Андреевич (1902–1982) – русский советский писатель, автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества.

Часть 2

Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Андрюша не сказал учительнице правды, зачем он принёс паука?»

1) Андрюша решил, что учительница не заметила его ссоры с Асей.
2) Андрюша не хотел терять в глазах учительницы своего авторитета защитника слабых.
3) Андрюша был сыном известного лётчика и не хотел, чтобы отец узнал о его постыдном поступке.
4) Андрюша испугался, что учительница его накажет.

Задание 3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
2) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа…»
3) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

Задание 4
Из предложений 4—8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением —приближение.

Задание 5
Из предложений 6—12 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

Задание 6
Замените просторечное слово «сподручнее» в предложении 42 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задание 7
Замените словосочетание «смущённо сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 46.

Задание 9
Среди предложений 7—13 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

Он живо представлял саночки,(1) девочку Аню,(2) которая теперь стала его учительницей,(3) и мальчика Вову,(4) своего отца,(5) на которого ему так хотелось походить. Наутро Андрюша,(6) конечно же,(7) стоял у крыльца дома,(8) где жила Ася.

Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. То,(1) что она была маленькая и слабенькая,(2) ещё можно было простить,(3) но то,(4) что Ася была труслива,(5) – с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать,(6) сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки,(7) убегала от гусей.
Очень неприятно было Андрюше сидеть с такой трусихой,(8) и он всячески старался избавиться от Аси.

Задание 13
Среди предложений 15—26 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 14
Среди предложений 1–5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Задание 15

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Многие слова в русском языке не только называют предмет, явление, но и положительно или отрицательно его характеризуют». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам…»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ

ОТВЕТЫ

краткие ответы: (2)2 (3)1 (4)принёс (5)стеклянной (6)удобнее (7)сказалсосмущением (8)небылострашно
(9)811 (10)67 (11)3 (12)38 (13)26 (14)5

ЗАДАНИЕ №2
Почему Андрюша не сказал учительнице правды, зачем он принёс паука?
Ответ: 2) Андрюша не хотел терять в глазах учительницы своего авторитета защитника слабых.

ЗАДАНИЕ №3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
Ответ: 1) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки,
убегала от гусей.

ЗАДАНИЕ №4
Из предложений 4–8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением –
приближение.
Ответ: принёс

ЗАДАНИЕ №5
Из предложений 6–12 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим
правилом (является исключением).
Ответ: стеклянной

ЗАДАНИЕ №6
Замените просторечное слово «сподручнее» в предложении 42 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: удобнее/спокойнее/безопаснее/лучше/

ЗАДАНИЕ №7
Замените словосочетание «смущённо сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным
словосочетанием со связью управление.
Ответ: сказал со смущением / со смущением сказал

ЗАДАНИЕ №8
Выпишите грамматическую основу предложения 46.
Ответ: не было страшно

ЗАДАНИЕ №9
Среди предложений 7–13 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
Ответ: 8, 11

ЗАДАНИЕ №10
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
Он живо представлял саночки,(1) девочку Аню,(2) которая теперь стала его учительницей,(3) и мальчика
Вову,(4) своего отца,(5) на которого ему так хотелось походить. Наутро Андрюша,(6) конечно же,(7) стоял
у крыльца дома,(8) где жила Ася.
Ответ: 6, 7

ЗАДАНИЕ №11
Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
Ответ: 3 (1. он защищал; 2. послабее; 3. все любили)

ЗАДАНИЕ №12
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. То,(1) что она была маленькая и
слабенькая,(2) ещё можно было простить,(3) но то,(4) что Ася была труслива,(5) – с этим Андрюша никак
не мог примириться. Асю можно было испугать,(6) сделав ей страшные глаза; она боялась каждой
встречной собачонки,(7) убегала от гусей.
Очень неприятно было Андрюше сидеть с такой трусихой,(8) и он всячески старался избавиться от Аси.
Ответ: 3, 8

ЗАДАНИЕ №13
Среди предложений 15–26 найдите сложное предложение с последовательным подчинением
придаточных.
Ответ: 26

ЗАДАНИЕ №14
Среди предложений 1–5 найдите бессоюзное сложное предложение.
Ответ: 5

ЗАДАНИЕ №15.3 (СОЧИНЕНИЕ)
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Ответ: Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с кем-то
поделиться бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому эту
помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я
думаю, каждый человек.

Примером настоящей дружбы в тексте могли бы стать отношения между Аней и Володей из текста Евгения
Пермяка. Таким отношениям не страшны насмешки товарищей, трудности и испытания. Именно эта история
и послужила для Андрюши примером. По-настоящему смело поступил Андрюша, когда решил защищать
девочку и провожать её в школу. Вот об этом поступке Анна Сергеевна могла бы уже сказать без иронии:
«Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам…»

Настоящие друзья были у Александра Сергеевича Пушкина. Лицейскую дружбу смогли через всю жизнь
пронести Пушкин, Пущин, Дельвиг. Не один десяток верст пришлось преодолеть Пущину, чтобы навестить
опального друга в Михайловском. Нужны были преданность другу и смелость, чтобы поехать к вошедшему
в немилость к царю поэту.

Приведённые примеры подтверждают, что дружба – великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы
каждому в жизни встретился настоящий друг.

Смотрите также:

Добавить комментарий