ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — Больше всего на свете я ценю…

ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — Больше всего на свете я ценю… Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс.

Прочтите текст и выполните задания 2–15.

– (1)Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина.

– (2)А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.

– (3)Дружба… это всё хорошее, что только возможно, – запинаясь и подбирая слова, начала Марина. – (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить…

– (5)А у вас, Светлана Леонидовна, есть друзья? – спросила Оля.

– (6)Есть, Оленька, у меня два друга. (7)Теперь-то мы видимся редко: у них свои семьи, некогда и встретиться, но раньше мы встречались часто.

– (8)И они всё для вас готовы сделать? – поинтересовалась Марина.

– (9)В трудную минуту они придут на помощь, – с уверенностью ответила Светлана Леонидовна.

– (10)А в обычной жизни? – заволновалась Марина. – (11)По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах.

(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась.

– (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

– (16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи. (18)Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого. (19)Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине. (20)Попросила, а через неделю уехала отдыхать в другой город. (21)Там я зашла в один привокзальный магазин, гляжу: стоит мой двадцать шестой том. (22)Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля. (23)Я, конечно, сейчас же купила мой потрёпанный том. (24)А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. (25)«Вот, я нашёл», – говорит. (26)Смотрю, а это двадцать шестой том, новенький совсем, золото на нём так и сияет. (27)Конечно, я взяла книгу, поблагодарила, а о собственном своём приобретении ничего не сказала, чтобы не огорчать друга: он ведь радовался, что выполнил мою просьбу.

(28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29)Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31)Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32)Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там… мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала. (35)Вот как получилось.

(По Кузнецовой В.Н.) *
* Кузнецова Вероника Николаевна – современная писательница, автор фантастических и детективных рассказов и повестей.

Часть 2

Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Светлана Леонидовна рассказала девочкам случай из своей жизни?»

1) Она хотела похвастаться перед девочками, какие у неё хорошие и верные друзья.
2) Она хотела на примере своих друзей продемонстрировать девочкам, что дружба проявляется не только в трудную минуту.
3) Она хотела продемонстрировать девочкам, что стремление оказать помощь другу может привести к курьёзу.
4) Она хотела поделиться с девочками своей проблемой: что делать с двумя одинаковыми книгами.

Задание 3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.
2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.
3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

Задание 4
Из предложений 19–23 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением
– расположение вблизи чего-нибудь.

Задание 5
Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Задание 6
Замените разговорное слово «облезла» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом.

Задание 7
Замените словосочетание «книжная полка» (предложение 18), построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8
Выпишите грамматические основы предложения 13.

Задание 9
Среди предложений 1–10 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами.

Задание 10
Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. «Вот,(1) я нашёл»,(2) – говорит. Смотрю,(3) а это двадцать шестой том,(4) новенький совсем,(5) золото на нём так и сияет. Конечно,(6) я взяла книгу,(7) поблагодарила,(8) а о собственном своём приобретении ничего не сказала,(9) чтобы не огорчать друга: он ведь радовался,(10) что выполнил мою просьбу.

Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 15.

Задание 12
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.

Расскажу вам историю,(1) как мои друзья помогли мне в одной мелочи.
Я очень люблю читать Диккенса,(2) но в собрании сочинений,(3) которое стоит вон на той книжной полке,(4) не хватало только одного тома – двадцать шестого. Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том,(5) если он им попадётся в букинистическом магазине. Попросила,(6) а через неделю уехала отдыхать в другой город.

Задание 13
Среди предложений 13–18 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.

Задание 14
Среди предложений 28–34 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной
связью между частями.

Часть 3

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной — с помощью знаков препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ

ОТВЕТЫ

краткие ответы: (2)2 (3)4 (4)привокзальный (5)покорёжена (6)ободралась (7)полкадлякниг
(8)выдумаетенет (9)3 (10)6 (11)3 (12)2 (13)14 (14)29

ЗАДАНИЕ №2
Почему Светлана Леонидовна рассказала девочкам случай из своей жизни?
Ответ: 2) Она хотела на примере своих друзей продемонстрировать девочкам, что дружба проявляется не
только в трудную минуту.

ЗАДАНИЕ №3
В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
Ответ: 4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на
помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

ЗАДАНИЕ №4
Из предложений 19–23 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением
– расположение вблизи чего-нибудь.
Ответ: привокзальный

ЗАДАНИЕ №5
Из предложений 21–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
Ответ: покорёжена

ЗАДАНИЕ №6
Замените разговорное слово «облезла» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: ободралась/облупилась/стёрлась

ЗАДАНИЕ №7
Замените словосочетание «книжная полка»(предложение 18), построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Ответ: полка для книг / полка с книгами

ЗАДАНИЕ №8
Выпишите грамматические основы предложения 13.
Ответ: вы думаете, нет

ЗАДАНИЕ №9
Среди предложений 1–10 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами.
Ответ: 3

ЗАДАНИЕ №10
Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. «Вот,(1)
я нашёл»,(2) – говорит. Смотрю,(3) а это двадцать шестой том,(4) новенький совсем,(5) золото на нём так
и сияет. Конечно,(6) я взяла книгу,(7) поблагодарила,(8) а о собственном своём приобретении ничего не
сказала,(9) чтобы не огорчать друга: он ведь радовался,(10) что выполнил мою просьбу.
Ответ: 6

ЗАДАНИЕ №11
Укажите количество грамматических основ в предложении 15.
Ответ: 3 (1. хватит; 2. прийти на помощь; 3. вы будете успокаивать)

ЗАДАНИЕ №12
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Расскажу вам историю,(1) как мои друзья помогли мне в одной мелочи.
Я очень люблю читать Диккенса,(2) но в собрании сочинений,(3) которое стоит вон на той книжной
полке,(4) не хватало только одного тома – двадцать шестого. Как-то раз я попросила друзей купить мне
этот том,(5) если он им попадётся в букинистическом магазине. Попросила,(6) а через неделю уехала
отдыхать в другой город.
Ответ: 2

ЗАДАНИЕ №13
Среди предложений 13–18 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Ответ: 14

ЗАДАНИЕ №14
Среди предложений 28–34 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Ответ: 29

ЗАДАНИЕ №15.3 (СОЧИНЕНИЕ)

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Ответ: Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с кем-то
поделиться бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому эту
помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я
думаю, каждый человек.

Героиня текста В. Н. Кузнецовой Светлана Леонидовна на примере из собственной жизни показала, что не
обязательно ежедневно доказывать свою преданность друзьям, важно помнить о них, потому что это стало
потребностью, естественной необходимостью. Друзья не забыли о просьбе Светланы Леонидовны купить
книгу. Так они проявили свою заботу о ней.

Настоящие друзья были у Александра Сергеевича Пушкина. Лицейскую дружбу смогли через всю жизнь
пронести Пушкин, Пущин, Дельвиг. Не один десяток верст пришлось преодолеть Пущину, чтобы навестить
опального друга в Михайловском. Нужны были преданность другу и смелость, чтобы поехать к вошедшему
в немилость к царю поэту.

Приведённые примеры подтверждают, что дружба – великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы
каждому в жизни встретился настоящий друг.

Смотрите также:

Добавить комментарий