ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — В дверь позвонили… Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс.
Прочтите текст и выполните задания 2–15.
(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:
– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.
(10)Он хлопнул меня по плечу:
– (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!
(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:
– (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.
– (18)Это у них называется «балдеет», — радостно сообщил один из гостей.
– (19)Дух противоречия, — убеждённо сказал другой.
– (20)А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, — всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
– (22)О-о, это старая песня, — засмеялась дама. — (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!
– (25)Наверное, глупо, — согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.
(27)Семён Петрович решил переменить тему:
– (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?
– (29)Это будет прекрасно, — томно сказала пожилая дама.
(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:
– (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского…
– (32)3начит, «Соловья»? — спросила Катя.
(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш — нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:
– (35)Соловей мой, соловей,
Чтоб ты сдох, Бармалей!..
– (36)Что? — растерянно пробормотала мама.
(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости — тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..
(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.
(По К. Шахназарову) — Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Часть 2
Задание 2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Семён Петрович называет молодёжь «любопытной»?»
1) Потому что молодые люди отличаются любопытством, интересом к окружающему миру и жизни.
2) Семён Петрович хочет показать, что ему интересна нынешняя молодёжь.
3) Потому что молодые люди часто проявляют излишнее любопытство, вникая в те проблемы, которые их касаются.
4) Потому что Семён Петрович, называя так молодёжь, стремится задеть, обидеть молодых людей.
Задание 3
Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
1) сравнительный оборот
2) метафора
3) слово разговорного стиля
4) фразеологизм
Задание 4
Из предложений 18—21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
Задание 5
Из предложений 36—40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
Задание 6
Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Задание 7
Замените словосочетание «радостно сообщил» (предложение 18), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 14.
Задание 9
Среди предложений 1—7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
— Я надеюсь,(1) что вы не будете против,(2) если моя дочь что-нибудь споёт?
— Это будет прекрасно, (3) — томно сказала пожилая дама.
Семён Петрович повернулся к Кате, (4) не замечая её угрюмого взгляда:
— Катюша,(5) давай-ка «Соловья» алябьевского…
— 3начит,(6) «Соловья»? — спросила Катя.
Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.
Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
У меня дочь пятнадцати лет,(1) и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека,(2) большая,(3) с редкими книгами,(4) но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы,(5) кое-как уроки сделает,(6) включит магнитофон и слушает до вечера.
Задание 13
Среди предложений 27—35 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Задание 14
Среди предложений 37—40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Задание 15
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л. Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Т. Григорян.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «– Вот скажите мне, Ваня. У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера. — Это у них называется «балдеет», — радостно сообщил один из гостей. — Дух противоречия, — убеждённо сказал другой. — А по-моему, — заявил подтянутый мужчина, — всё дело в избалованности. Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник: Открытый банк ФИПИ
ОТВЕТЫ
краткие ответы: (2)2 (3)3 (4)избалованности (5)растерянно (6)современные (7)сообщилсрадостью
(8)скажите (9)7 (10)6 (11)3 (12)14 (13)28 (14)39
ЗАДАНИЕ №2
Почему Семён Петрович называет молодёжь «любопытной»?
Ответ: 2) Семён Петрович хочет показать, что ему интересна нынешняя молодёжь.
ЗАДАНИЕ №3
Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная
библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
Ответ: 3) слово разговорного стиля
ЗАДАНИЕ №4
Из предложений 18–21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости –
звонкости последующего согласного.
Ответ: избалованности
ЗАДАНИЕ №5
Из предложений 36–40 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
Ответ: растерянно
ЗАДАНИЕ №6
Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: современные
ЗАДАНИЕ №7
Замените словосочетание «радостно сообщил» (предложение 18), построенное на основе примыкания,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Ответ: сообщил с радостью
ЗАДАНИЕ №8
Выпишите грамматическую основу предложения 14.
Ответ: скажите
ЗАДАНИЕ №9
Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением.
Ответ: 7
ЗАДАНИЕ №10
Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
– Я надеюсь,(1) что вы не будете против,(2) если моя дочь что-нибудь споёт?
– Это будет прекрасно, (3) – томно сказала пожилая дама.
Семён Петрович повернулся к Кате, (4) не замечая её угрюмого взгляда:
– Катюша,(5) давай-ка «Соловья» алябьевского…
– 3начит,(6) «Соловья»? – спросила Катя.
Ответ: 6
ЗАДАНИЕ №11
Укажите количество грамматических основ в предложении 23.
Ответ: 3 (1. получается; 2. пусть будет так же; 3. было тяжело)
ЗАДАНИЕ №12
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
У меня дочь пятнадцати лет,(1) и она целыми днями слушает какой-то визг. У нас роскошная
библиотека,(2) большая,(3) с редкими книгами,(4) но она ничегошеньки не хочет. Придёт из школы,(5)
кое-как уроки сделает,(6) включит магнитофон и слушает до вечера.
Ответ: 1, 4
ЗАДАНИЕ №13
Среди предложений 27–35 найдите сложное предложение с последовательным подчинением
придаточных.
Ответ: 28
ЗАДАНИЕ №14
Среди предложений 37–40 найдите сложное бессоюзное предложение.
Ответ: 39
ЗАДАНИЕ №15.3 (СОЧИНЕНИЕ)
Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Ответ: Жизненные ценности – это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Эти
ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий. У
каждого человека ценности разные. Для многих людей самое ценное – это семья, дети.
Герой текста Карена Шахназарова размышляют о ценностях со-временной молодёжи. Взрослые общаются с
молодёжью снисходительно-насмешливо, видя в новом поколении только минусы. Катя бросает вызов
родителям и гостям, потому что никто не интересуется, чего хочет она. Получается, что обвиняя молодёжь в
отсутствии «правильных» ценностей, взрослые сами не очень-то разбираются, а правы ли они, у них-то всё
ли нормально с отношением к людям.
Примером правильных семейных ценностей может стать семья Ростовых из романа Толстого «Война и
мир». В ней царят любовь, взаимопонимание, поэтому дети Ростовых вырастают хорошими людьми,
впитавшими семейные устои, которые будут нести в свои семьи.
Наши жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит принятие решений,
реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. Хорошо, если в семье формируются
правильные жизненные ценности, тогда человеку проще идти с ними по жизни.
Смотрите также: