ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — Вес­ной 1942 года по ле­нин­град­ским ули­цам

ФИПИ пробный ОГЭ по русскому — Вес­ной 1942 года по ле­нин­град­ским ули­цам. Пробные варианты ОГЭ по русскому языку с ответами скачать бесплатно. ОГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс.

Прочтите текст и выполните задания 2–15.

(1)Вес­ной 1942 года по ле­нин­град­ским ули­цам мед­лен­но шли две де­воч­ки — Нюра и Рая Ива­но­вы. (2)Впер­вые после дол­гой бло­кад­ной зимы oни от­пра­ви­лись пеш­ком с Пет­ро­град­ской сто­ро­ны на Нев­ский про­спект, ко Двор­цу пи­о­не­ров. (3)Они об­хо­ди­ли перевёрну­тые трам­ваи, пря­та­лись от взры­вов в под­во­рот­нях, про­би­ра­лись по гру­дам раз­ва­лин на тро­туа­рах. (4)3имой де­воч­ки по­хо­ро­ни­ли мать, умер­шую от го­ло­да, и оста­лись одни в за­копчённой квар­ти­ре с об­ле­де­нев­ши­ми сте­на­ми. (5)Чтобы со­греть­ся, сжи­га­ли ме­бель, одеж­ду, книги. (6)Осла­бев­шую Нюру, до войны со­лист­ку зна­ме­ни­то­го ан­сам­бля, ко­то­рым ру­ко­во­дил Исаак Оси­по­вич Ду­на­ев­ский, на сан­ках от­вез­ли в дет­ский дом де­вуш­ки — бойцы от­ря­да про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны. (7)Рая Ива­но­ва по­сту­пи­ла в ре­мес­лен­ное учи­ли­ще. (8)На ис­хо­де пер­вой бло­кад­ной зимы их разыс­ка­ла ру­ко­во­ди­тель сту­дии Р.А. Вар­шав­ская. (9)Как и дру­гие ра­бот­ни­ки Двор­ца пи­о­не­ров, она, толь­ко не­дав­но вы­пи­сан­ная из гос­пи­та­ля, шла по со­хра­нив­шим­ся ад­ре­сам, чтобы найти своих пи­том­цев. (10)До войны Анич­ков дво­рец был ска­зоч­ным дет­ским цар­ством, и вот те­перь он снова го­то­вил­ся встре­чать детей.

(11)Из уст в уста пе­ре­да­ва­лась ка­зав­ша­я­ся не­ве­ро­ят­ной весть: «Дво­рец пи­о­не­ров ждёт нас!» (12)Об этой но­во­сти нель­зя было узнать ни из газет, ни из со­об­ще­ний по радио. (13)Дво­рец пи­о­не­ров был по­ме­чен на гит­ле­ров­ских кар­тах как во­ен­ный объ­ект. (14)Как были по­ме­че­ны и Эр­ми­таж, и Рус­ский музей.

(15)Из рай­о­на в район, из дома в дом пе­ре­да­ва­ли как па­роль: «Со­брать­ся в на­зна­чен­ный час…», и по ули­цам осаждённого го­ро­да дви­га­лись дети — так на­чал­ся по­двиг пе­да­го­гов и вос­пи­тан­ни­ков ле­нин­град­ско­го Двор­ца пи­о­не­ров.

(16)Дети, ко­неч­но, были глу­бо­ко по­тря­се­ны вой­ной. (17)Они ви­де­ли, как ру­шат­ся дома от взры­вов, как па­да­ют в го­лод­ном бес­па­мят­стве люди. (18)Вера Бо­ро­ду­ли­на по­те­ря­ла отца, Витя Пан­фи­лов пе­ре­жил смерть се­ме­рых род­ных… (19)В каж­дом доме было горе. (20)Впе­ре­ди было ещё почти два года бло­ка­ды…

(21)А в мае 1942 года во Двор­це пи­о­не­ров ра­бо­та­ли мно­го­чис­лен­ные круж­ки: тан­це­валь­ные, во­каль­ные, фор­те­пьян­ные, ру­ко­де­лия, ри­со­ва­ния, ху­до­же­ствен­но­го слова. (22)Ис­кус­ство по­мо­га­ло детям вы­жить, но они ещё не знали о его под­лин­ной силе.

(23)Летом 1942 года ребят впер­вые при­гла­си­ли на во­ен­ный крей­сер. (24)Они по­еха­ли на гру­зо­вой ма­ши­не, за­хва­тив му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты и тан­це­валь­ные ко­стю­мы. (25)На па­лу­бе ко­раб­ля играл ме­ло­дии Чай­ков­ско­го Витя Пан­фи­лов, тан­це­ва­ла Рая Ива­но­ва, чи­та­ла стихи Вера Бо­ро­ду­ли­на. (26)По щекам мо­ря­ков, не раз смот­рев­ших смер­ти в лицо, текли слёзы. (27)3нав­шие цену му­же­ству, мо­ря­ки ви­де­ли силу духа ле­нин­град­ских школь­ни­ков. (28)Крей­сер го­то­вил­ся идти в бой, из ко­то­ро­го вер­нут­ся не все, и в этих ре­бя­тах была сама оду­хо­творённая на­деж­да. (29)Про­ща­ясь с детьми, ко­ман­да по­стро­и­лась. (30)Ре­бя­та стали вру­чать по­дар­ки, ко­то­рые при­вез­ли с собой. (31)Взяв ма­тер­ча­тый кисет из рук де­воч­ки, стар­ши­на, на груди ко­то­ро­го было два бо­е­вых ор­де­на, ска­зал: «При­ни­маю тре­тью на­гра­ду Ро­ди­ны». (32)Мо­ря­ки знали цену му­же­ству.

(По Л. Ов­чин­ни­ко­вой) — Л. Ов­чин­ни­ко­ва — со­вре­мен­ная рос­сий­ская пи­са­тель­ни­ца.

Часть 2

Задание 2
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Рая Иванова училась в ремесленном училище.
2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
3) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.
4) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.

Задание 3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
4) Впереди было ещё почти два года блокады…

Задание 4
Из предложений 1—4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

Задание 5
Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».

Задание 6
Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задание 7
Замените словосочетание «палуба корабля» (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8
Выпишите грамматическую основу предложения 26.

Задание 9
Среди предложений 23–27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Задание 10
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Дети,(1) конечно,(2) были глубоко потрясены войной. Они видели,(3) как рушатся дома от взрывов,(4) как падают в голодном беспамятстве люди.

Задание 11
Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

Задание 12
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Об этой новости нельзя было узнать ни из газет,(1) ни из сообщений по радио. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. Как были помечены и Эрмитаж,(2) и Русский музей.
Из района в район,(3) из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…»,(4) и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

Задание 13
Среди предложений 15–20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 14
Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Задание 15
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. Н. Головина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моряки знали цену мужеству».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ

ОТВЕТЫ

краткие ответы: (2)4 (3)2 (4)взрывовразвалин (5)ремесленное (6)воспитанники (7)корабельнаяпалуба
(8)слёзытекли (9)24 (10)12 (11)3 (12)4 (13)17 (14)28

ЗАДАНИЕ №2
Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
Ответ: 4) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А. Варшавской собрать детей во Дворце
пионеров.

ЗАДАНИЕ №3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Ответ: 2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился
встречать детей.

ЗАДАНИЕ №4
Из предложений 1–4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости
последующего согласного.
Ответ: взрывов, развалин

ЗАДАНИЕ №5
Из предложений 6–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В
прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется
НН».
Ответ: ремесленное

ЗАДАНИЕ №6
Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ: воспитанники/ученики

ЗАДАНИЕ №7
Замените словосочетание «палуба корабля» (предложение 25), построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Ответ: корабельная палуба

ЗАДАНИЕ №8
Выпишите грамматическую основу предложения 26.
Ответ: слёзы текли

ЗАДАНИЕ №9
Среди предложений 23–27 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Ответ: 24

ЗАДАНИЕ №10
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Дети,(1) конечно,(2) были глубоко потрясены войной. Они видели,(3) как рушатся дома от взрывов,(4) как
падают в голодном беспамятстве люди.
Ответ: 1, 2

ЗАДАНИЕ №11
Укажите количество грамматических основ в предложении 25.
Ответ: 3 (1. Витя Панфилов играл; 2. Рая Иванова танцевала; 3. Вера Бородулина читала.)

ЗАДАНИЕ №12
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
сочинительной связью.
Об этой новости нельзя было узнать ни из газет,(1) ни из сообщений по радио. Дворец пионеров был
помечен на гитлеровских картах как военный объект. Как были помечены и Эрмитаж,(2) и Русский музей.
Из района в район,(3) из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…»,(4) и по
улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников
ленинградского Дворца пионеров.
Ответ: 4

ЗАДАНИЕ №13
Среди предложений 15–20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
придаточных.
Ответ: 17

ЗАДАНИЕ №14
Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной
связью между частями.
Ответ: 28

ЗАДАНИЕ №15.3 (СОЧИНЕНИЕ)

Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА?

Ответ: С самых давних времён русский народ удивлял другие народы силой своего духа и характера.
Недаром по миру ходили легенды о том, что победить русский народ практически невозможно, что русские
воины бесстрашны и никогда не отступают перед лицом опасности. Да разве только воины?!
Это подтверждает и текст Л. Овчинниковой, в котором звучит мысль о мужестве детей, на чью долю выпали
совсем не детские испытания. Дети, переживавшие блокаду, обездоленные, голодные, выступают с
концертом перед моряками. Какая же должна быть внутренняя сила, чтобы нести добро и радость другим,
несмотря на пережитое!

Какая должна была быть сила духа у героев Бреста, которые первыми приняли удар врага и обороняли
крепость более тридцати дней! Без воды, продовольствия, когда неоткуда было ждать помощи! Это ли не
пример того самого внутреннего стержня, который не сломить в русском человеке?!
Сила и красота характера нашего народа проявляются прежде всего в преданной любви к своей земле, в
стремлении сделать ради неё все возможное, в вере в свои силы и желании постоянно двигаться вперед, а
также в безграничной отваге и человеколюбии.

Смотрите также:

Добавить комментарий