Античные писатели упоминают Кратеса из Пергамы, который более двух тысяч лет назад изготовил глобус. К сожалению, никаких его изображений до нас не дошло. Самым старым из сохранившихся глобусов считают «земное яблоко» диаметром 0,54 метра, созданное в 1492 году немецким географом Мартином Бехаймом из Нюрнберга.
Шли годы, глобусы становились весьма популярны. В Лондоне, например, сравнительно дешево продавали карманные глобусы величиной с апельсин, на внутренней части полушарий которых была нанесена карта небесных светил, то есть глобус одновременно являлся моделью Земли и звёздного неба.
В Санкт-Петербурге хранится уникальный глобус диаметром около трёх метров, который одновременно служит и планетарием. На наружной поверхности его нанесена карта Земли, на внутренней – звёздного неба. Глобус этот подарили Петру I, когда император посетил Готторпский замок. Этот огромный глобус везли в Петербург, прорубая лесные просеки. Впоследствии он был помещён в здании только что построенной Кунсткамеры. Много людей приходило посмотреть на удивительный экспонат.
(По В. Богданову, С. Поповой)
Послушай текст и выполни задание.
1. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно ваши одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.
|
2. Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Примерный план
1. Самый старый глобус. 2. Карманные глобусы в Лондоне. 3. Уникальный экспонат, подаренный Петру I. |
|
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста. План можно записывать с использованием предложений или словосочетаний из текста | |
В плане последовательно отражено содержание текста; план состоит из трёх пунктов; словосочетания или предложения (пункты плана) построены правильно (с соблюдением порядка слов), в них употреблены слова в свойственном им значении | 3 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено один-два недочёта | 2 |
В плане последовательно отражено содержание текста, план состоит из трёх пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) и словоупотреблении допущено более двух недочётов.
ИЛИ В плане последовательно отражено содержание текста, план содержит только два корректных пункта, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) ИЛИ В плане нарушена последовательность содержания текста, план содержит не менее двух пунктов, в построении словосочетаний или предложений (пунктов плана) |
1 |
План не соответствует условиям выставления 3, 2 и 1 балла, в том числе содержит только один корректный пункт.
ИЛИ План не составлен |
0 |
Максимальный балл | 3 |