Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения 2024-2025. Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека. Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека. Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ
ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела:
связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации
нравственного выбора;
нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах,
сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;
касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках,
их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;
позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного
пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;
побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков
литературных героев), стремящихся понять себя.
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела:
связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа,
поколения, эпохи;
нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях,
традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на
человека;
касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности
сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём
вкладе в общественный прогресс;
побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об
общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития
общества.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела:
связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими
проблемами, вопросами экологии;
нацеливают на рассуждение об искусстве и о науке, о феномене таланта,
ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных
предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том
числе родном) и языковой культуре;
касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения
великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с
юбилейными датами);
позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с
историей страны, важность бережного отношения к языку, сохранения
исторической памяти и традиционных ценностей;
побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях
развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.