Комплект тем итогового сочинения Амурская область +6 часов к Москве

Комплект тем итогового сочинения Амурская область +6 часов к Москве

НОМЕР  ТЕМА
106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
temisoch2021-amurskaya

412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…

Культура всегда была лучшим средством познания мира. Приобщаясь к ней, люди получали новые знания и расширяли кругозор. Поэтому сегодня человек осознает важность изучения искусства. Понимали это и наши предки, в чем мы убеждаемся, изучая литературные источники.

Музыка воплощает в себе национальные черты народа, это великое искусство, отражающее самобытность страны. Подтверждение этому мы находим в рассказе И.А. Бунина «Косцы». Рассказчик сразу же обращает внимание на песню, которую исполняют работники. Они пели «свободно и вольно», как окружающий их березовый лес. Их мелодия подчеркивала бесконечные русские просторы, где она раздавалась. Прелесть их пения выражалась в родстве их душ с полями, голубым небом, пестрыми березками. В нем отражалась чистота их помыслов и красота их восприятия мира. Труженики были счастливы наедине с природой и своим ремеслом. Искусство помогло им выплеснуть эту радость жизни и русскую удаль. Слушая их напевы, рассказчик почувствовал близость Родины и свое торжество с нею.

Музыка всегда объединяет людей и сближает их, несмотря на социальные или иные барьеры между ними. Благодаря ней мы познаем мир во всем его многообразии, ведь избавляемся от предрассудков. Это доказывает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В сцене, когда Наташа начала двигаться в такт народной мелодии, отчетливо видно, что даже знатные господа становятся простыми людьми, когда их завораживает мелодия. Они забывают о чопорности и надуманных приличиях, отдаваясь общему веселью. Наташа впервые танцевала народный танец, но у нее получалось так красиво и органично, будто она всегда была крестьянкой и участвовала в гуляньях и празднествах народа. Накинув шаль, она так поводила плечами и прыгала, что ею залюбовались все присутствующие. И пока играла заводная русская народная песня, все присутствующие позабыли о рангах и регалиях. Они были одной компанией, соединенной магией аккордов. Вот какова магия музыкального искусства! Приобщаясь к национальной культуре, герои глубже понимали русскую душу и ее тайну.

Таким образом, познание культуры открывает перед нами широкие горизонты изучения мира. Читая книги или слушая музыку, люди глубже понимают красоту всего, что их окружает. Поэтому каждому из нас нужно приобщиться к искусству и раскрыть свой творческий потенциал. Это необходимо для полноценного развития личности.

507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Судя по уровню коррупции в России, многие люди убеждены, что могут стать счастливыми, когда вокруг будут толпы несчастных. Однако это заблуждение, ведь все в мире взаимосвязано, и эмоциональное состояние человека зависит и от настроя его окружения. Если один будет богат, свободен и знаменит, а остальные будут прозябать в нищете и бесправии, то никакой гармонии на чужом несчастье он не построит, так как будет физически чувствовать напряжение вокруг себя и свою мнимую или реальную вину за происходящее. Чтобы убедиться в этом, обратимся к литературным источникам.

Вспомним роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автор описал экзистенциальную тоску дворянина, который при всем своем богатстве и всех своих возможностях не может чувствовать себя счастливым в России, порабощенной бедностью и бесправием масс. Евгений не может понять, почему его одолевает хандра. Однако оценивая историко-культурный контекст, изображенный писателем, мы можем сделать вывод за него: реалии крепостнического государства с империалистическими амбициями не предоставляют подданным шанса проявить себя. После декабристского восстания 1825 года такие юноши, как Евгений, чувствуют себя лишними в России, ведь они никак не влияют на ее исторический ход. Их мнение никому не интересно, их инициатива никому не нужна. Царь все решает один, и его подданным остается только сидеть тихо и проматывать капитал, если таковой имеется. Но Онегин умнее и совестливее своего окружения, он читает передовую литературу, поэтому его не устаивает прозябание в светских играх. Он жаждет показать себя, но незачем и негде. Поэтому он так и не добивается счастья в жизни, когда вокруг него столько несчастных людей.

Проблему счастья затронул и Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Кудеяр был разбойником и жил богато. Ему было все позволено, все доступно. Много злодеяний было на его совести. Однако в какой-то момент все эти прелести жизни ему наскучили. Он потерял интерес к происходящему. Кудеяр не смог дальше жить с таким грузом на душе и раскаялся в прегрешениях. Почему же так произошло? Зачем герою это раскаяние? Ответ мы находим в описании России того периода. Кудеяр не мог чувствовать себя хорошо, когда все остальные люди жили в бедности, невежестве, бесправии. Он же становился частью репрессивной действительности, которая только угнетала русского человека. И Кудеяр понял, что даже баснословные богатства его не порадуют, пока все вокруг будут несчастны. Интересно, что очищение души от греха он получил только тогда, когда убил душегуба пана Глуховского, то есть облегчил жизнь других людей. Этот пример заставляет задуматься о том, что человек не может быть счастливым, когда вокруг сплошное несчастье.

Таким образом, наше счастье во многом зависит от того, как себя чувствуют другие люди. Если мы находимся в депрессивной атмосфере горя и бесправия, то даже наши успехи перестанут нас радовать, ведь мы одиноки в своем наслаждении. Нам не укрыться в башне из слоновой кости. Даже до верхнего этажа доносятся крики тех, кто взывает о помощи и сострадании.

106. Книга как путешествие в прошлое

Литература становится для многих из нас настоящей машиной времени. С ее помощью мы видим и прошлое, и будущее человечества. Особенно подробно мы просматриваем картины прошедших эпох, узнавая о нравах и целях наших предков. Например, благодаря книжному путешествию во времени мы можем точно определить, к чему стремились наши предшественники, как менялось их мировоззрение с годами?

В 19 веке, в эпоху сентиментализма и романтизма, самое важное, что человек ищет на жизненном пути, — это любовь. Каждый человек стремился к созданию семьи или союза родственных душ. Поэтому в большинстве книг того времени любовные линии были значимой частью сюжета, а то и основной. Поиск любви актуален для всех сословий и каст. В этом мы убеждаемся, читая повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Все герои ищут спутника жизни, хотя их разделяют социальные барьеры. И Эраст озадачен обретением истинного чувства в мире светской мишуры. И Лиза хочет связать свою душу с близкой и родной душой. И мама Лизы страдает после смерти мужа, думает лишь о нем и о дочери. И даже богатая вдова жаждет вступить в брак с тем, кто пришелся ей по сердцу. Все люди — и богатые, и бедные — стремятся к одному и тому же. В их бытии любовь играет главную роль. Без нее им тоскливо жить. Поэтому Эраст раскаялся в своем решении и тяготился роскошью, доставшейся дорогой ценой. Отношения с Лизой стали наиважнейшей вехой его судьбы. И каждый из наших предков считал личную жизнь наиболее значимой сферой применения себя. Благодаря книгам того времени мы увидели это своими глазами и как будто окунулись в прошлое.

А что присходит в 20 веке? Каждый человек ищет на своем жизненном пути то призвание, которое придаст его жизни смысл. Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу И.А. Бунина «Чистый понедельник». Главная героиня молода, богата, свободна и красива, но все ее время уходит не на пустые развлечения или самолюбование. Каждый ее шаг посвящен изучению себя и поиску места в мире. Она много читает, путешествует по святым местам, посещает курсы при университете и культурные мероприятия. Все это для того, чтобы лучше понять, как применить свои силы. Даже ее отношения с главным героем — это проба себя, попытка выяснить, не в любви ли ее предназначение? Но после ночи страсти девушка осознает, что все соблазны мирской жизни она готова променять на тихое уединение монастыря. И она бросает все, чтобы пойти по пути религиозного служения. Ее пример доказывает, что человек 20 века, прежде всего, ищет свое призвание. Благодаря нашему путешествию мы поняли это и смогли изучить ментальность наших предков.

Таким образом, книга и правда позволяет нам путешествовать во времени и сравнивать разные эпохи на таком глубоком уровне, как будто мы сам жили в те годы. Авторы открывают нам дорогу от века к веку, благодаря чему мы постигаем наиважнейшие проявления мысли и чувства того, кого давно уже нет среди нас. Такое путешествие уникально и всегда в высшей мере познавательно.

 

  1. А.И. Куприн «Куст сирени». В этом произведении стоит обратить внимание на то, что автор очень выделяет взаимоотношения между Николаем и его женой Верой. Там описывается очень чистая и искренняя любовь. Вера пошла ради любимого на обман, помогла ему сохранить работу, всячески поддерживала и была рядом. Благодаря этой книге, мы можем увидеть какие бывают сильные чувства между людьми.

 

Н.В. Гоголь » Шинель». В этом произведении нужно обратить внимание на главного героя Акакия. По сюжету, он очень долго копит на шинель, экономит на сахаре, свечках. Это показывает его силу духа. Но после, шинель украли и это очень сломало его. Автор дает нам увидеть главного героя в двух разных моральных состояниях.

 

202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?

 

ПОЛЬЗА

 

А. Беляев «Человек-амфибия». Часто технический прогресс ассоциируют с благоприятными изменениями в медицине, а также с появлением новых способов лечения и спасения людских жизней. Эта ситуация и описывается в произведении Беляева. Однажды Сальватору принесли младенца с неизлечимой болезнью легких. Доктор всерьез задумался о спасении жизни мальчика и после долгих раздумий решился на сложную операцию по пересадке жабр молодой акулы. Эта операция спасла жизнь ребенку, хоть и имела ряд своих недостатков: мальчику было необходимо поочередно дышать на воздухе и под водой, чтобы легкие не испортились окончательно. Однако достоинством операции было то, что жабры не были видны под одеждой, так как находились на спине и спокойно функционировали, не смущая окружающих. Таким образом, технический прогресс несет свою пользу определенным сферам жизни людей. Не исключено, что требуется проведение огромного количества испытаний, однако хороший результат в будущем закроет собой все недостатки долгого изучения и нескончаемых попыток.

 

ВРЕД

1) Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Проблемой технического прогресса является то, что он затрагивает не только необходимые и важные для жизни сферы, но и сферу развлечения, которая, в буквальном смысле, зомбирует многих людей, утягивая их из реального мира в цифровой. Это случилось и с Милдред, женой Гая Монтэга. Женщина всё время проводила в наушниках, от чего даже научилась читать по губам. Её день состоял из просмотра телешоу, чему способствовали три телевизионные стены в гостиной. Однако женщина была уверена, что им не хватает ещё и четвёртой, чтобы в комнате, помимо них, жили разные необычные, занятые люди. Таким образом, прогресс в сфере телевещания негативно влияет на сознание человека, превращая его в зависимого от обычных, созданных им же гаджетов, которые заменяют ему и живое общение, и сон, и еду, что, безусловно, вредит его здоровью.

 

2) Е. И. Замятин «Мы». В произведении все люди, проживающие в Едином Государстве, обезличены: у них нет имен и точного описания внешности, у них отсутствует чувство прекрасного, они не видят красоты вокруг себя, заменяя это запрограммированным поведением, лишенном волевого сознания личности. В Государстве отсутствуют особенности и отличительные черты людей. Например, любой человек может создать музыку простым взмахом руки, так как для этого не требуется таланта, слуха и умений. Все равны и имеют ряд правил-законов, которые нельзя нарушать. Так, Д-503 называется нарушением закона обычную бессонницу, ведь, как постановлено, ночью нужно спать, чтобы днем работать на благо Единого Государства. Все действия и планы должны быть точно регламентированы, от чего возникает ощущение, что в произведении речь идет не о людях, а роботах. Таким образом, технологический прогресс обезличивает людей: всем нам преподносится одна и та же информация, которая отучает читать книги, открывать мир, создавать нечто новое во всех сферах и проявлять свою индивидуальность. Люди в этом бесконечном беге за прогрессом теряют своё собственное «Я».

 

3) М. А. Булгаков «Собачье сердце». В данном произведении технический прогресс показан с самой ужасающей стороны: профессор Преображенский решился на сложную операцию по пересадке человеческих органов собаке Шарику, которого подобрал на улице. Операция прошла успешно — Шарик остался жив. Однако то, что происходило дальше, заставило профессора пожалеть о своем решении. Шарик превратился в ужасного человека, злоупотребляющего алкоголем и нецензурными выражениями, плюющего на пол и не уважающего никого. Другими словами, он превратился в бандита, органы которого ему пересадили. Крайней точкой терпения профессора стало то, что Шариков устроился на работу, где душил котов, а после приставал к Дарье Петровне и Зине и привел в дом барышню, которую заставил жить с собой под угрозой увольнения. Эти выходки вынудили Борменталя усыпить Шарикова, после чего они с профессором вновь превратили его в собаку. Таким образом, технический прогресс — это то, что невозможно проконтролировать и предугадать: никто не знает, чем именно обернется то или иное открытие. Каждый эксперимент необходимо анализировать и проверять, что тоже не всегда бывает легко и возможно, поэтому вероятность того, что открытие будет полезным, равна тому, что оно может принести огромные беды.

 

4) В.Распутин «Прощание с Матерой». В произведении очень ясно и точно представлена картина уходящего старого мира, который слишком быстро и безжалостно был заменен на новый, технологически развитый. Ниже по Ангаре начали строить плотину для дальнейшей установки электростанции, из-за чего береговая линия реки должна была подняться. Данный факт ставил крест на существовании острова и деревни, где все еще проживали люди, не желающие покидать свои дома. Помимо этого рядом с деревней находилось кладбище, которое никто не собирался переносить: бригада, напротив, убирала кресты и изгороди, чтобы территория напоминала обычное поле, что не пришлось по душе старухам, прогнавшим работников. Дарья Васильевна, главная героиня произведения, попросила сына Павла и внука Андрея перенести могилы родственников, но этого так и не произошло, так как оба уехали из деревни по делам, оставив старуху одну. Со временем опустевшие избы начали сжигать, что не оставило выбора оставшимся жителям — необходимо было как можно скорее покинуть родные дома во избежание катастрофы. Таким образом, технологический прогресс, неустанно развивающийся и не стоящий на месте, очень безжалостно обходится со старой жизнью, которую никто не хочет спасти: забываются обычаи, история, традиции, предки — всё сметается на пути к лучшей и технологически развитой жизни.

 

  1. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

 

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» герои пытаются построить свое счастье, но в попытке разобраться в том, из чего оно складывается, каждый из них сталкивается с рядом трудностей.  Надворный советник Петр Лужин хочет добиться высокого положения в обществе. Чтобы быть счастливым, ему достаточно чувствовать себя благодетелем и властелином в глазах других людей. Ему льстит раболепное восхищение тех, кто ниже его. Поэтому Лужин хочет жениться на Дуне Раскольниковой. Взяв бедную девушку в жены, он надеется тем самым приобрести себе преданную и благодарную ему служанку. В таком понимании счастья раскрывается мелочность, расчетливость и подлость героя, неспособного совершать добрые дела от чистого сердца. Он не добивается своего и бежит от стыда, ведь его натуру раскрыли.

 

  1. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?

 

1) Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, вдохновленный и обманутый теорией о «право имеющих» и «тварях дрожащих», убил двух женщин и ограбил их, что направить скопленные ростовщицей деньги на благое дело. Безусловно, этот поступок ужасен и непоправим, но сам преступник вовсе не был циничным душегубом. До этого инцидента Родион был добрым, сострадательным и благородным юношей. Он вытащил двоих детей из горящего дома и спас девушку от насильника. Последние деньги он готов был пожертвовать беднякам, хотя сам жил небогато. Родион внушает читателю сочувствие, потому что он мучается от укора совести и признает свою вину. У него есть будущее, ведь он способен на раскаяние и исцеление. Вот такие преступники нуждаются в поддержке общества и должны ее получить.

 

2) Но совсем другого убийцу, беспринципного и эгоистичного, мы встречаем на страницах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку не потому, что хотел кому-то помочь, а просто так. Она отказала ему, он разозлился и решил отомстить. Вот и все мотивы, стоившие жизни жертве. Когда люди обрушились на Ларру с гневом и обвинениями, он спокойно возразил, что может брать любую женщину силой, потому что может это делать. А вот мнение племени ему безразлично, каждый за себя. За такое аморальное поведение Ларру изгнали из общества, и даже Бог наказал его бессмертием, дабы он познал все муки одиночества и стал для других назиданием. Этот человек не нуждается в сочувствии, оно его не изменит, а значит, незачем тратить время на его переубеждение. Если преступник отказывается от других, не стоит навязывать ему поддержку и давать шансы, которые все равно будут истрачены зря.

 

3) Вспомним пьесу М. Горького «На дне». Васька Пепел родился в семье вора, поэтому с детства носил это клеймо. Ему на роду было написано стать преступником, ведь криминальное дело его отца ввергло семью в нищету. Васька не имел ни образования, ни рабочей специальности. Он сразу вынужден был искать деньги на хлеб насущный. Раз он живет в ночлежке, значит, его ремесло не так уж и прибыльно. Оно позволяет ему лишь сводить концы с концами и не умереть от голода. Сам герой ненавидит свое дело и мечтает бросить его, чтобы завести нормальную семью с Наташей и жить по-человечески. Но он осознает, что сама судьба толкнула его на скользкий путь криминала, с которого очень трудно свернуть. Разве этот человек не достоин сочувствия? Он стал преступником не по своей воле, его вынудила сама жизнь в нищете и позоре. В его выборе виноват не столько он, сколько государство, не давшее ему никаких возможностей стать другим.

 

4) Также подробно можно проанализировать мотивы Катерины Львовны из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Героиня убила мужа и свекра и напала на наследника своего супруга, маленького мальчика. Почему так произошло? Одной из главных причин является семейное положение Катерины Львовны. Муж и свекр винили ее в бесплодии и постоянно грубили. Они них она видела лишь несправедливые упреки и гонения. Ни должного внимания, ни ласки, ни поддержки она не получила, хотя выполняла все обязанности жены и хотела стать матерью. Целыми днями она сидела одна и ждала очередных колкостей. Конечно, это не повод для убийства, можно было бы развестись. Но не тогда. Катерина Львовна не имела права покинуть мужа и вынуждена была терпеть абьюз. Это накопленное годами негодование вылилось в страстный роман с Сергеем и последующие грехопадения. Катерина видела в этих убийствах единственный шанс на счастье, в котором ей так долго отказывали эгоистичные и жестокие люди. Ей можно посочувствовать, ведь в финале ее разочаровал и Сергей, для которого эта любовь не была серьезной. Этот пример показывает, что даже самое жестокое преступление может быть вынужденной мерой, жестом отчаяния, нервным срывом на фоне ужасного отношения.

 

106.Книга как путешествие в прошлое.

 

Важно помнить о войне.

Почему важно помнить о войне? На этот вопрос ответил М.Ю. Лермонтов в поэме «Бородино». Из разговора дяди и племянника мы узнаем об Отечественной войне 1812 года. Описывая бравые подвиги солдат, очевидец событий вдохновляет юношу и учит его деятельной любви к отечеству. Ветеран сетует на то, что новое поколение не способно защитить Родину и не думает о ее судьбе. Поэтому он стремится передать потомкам воспоминание о трагических событиях прошлого, в которых молодым людям пришлось сыграть главную роль. Эти сведения помогут новому поколению стать более ответственным, смелым и достойным памяти павших. История войны необходима нам для того, чтобы перенять у отважных и патриотичных предков все самые лучшие черты и быть готовыми защитить Отечество.

Важно сохранить искусство прошлого.

Почему важно сохранить искусство прошлого? Разумеется, потому, что настоящее искусство не стареет. Оно по-прежнему волнует сердца людей и заставляемых думать о высоком. Подтверждение этому мы находим

в произведении Куприна «Гранатовый браслет». Перед смертью Желтков попросил Веру послушать сонату Бетховена. Потрясенная героиня, винившая себя в гибели Георгия, решила исполнить его последнюю волю. Соната, написанная больше ста лет назад, открыла ей истину и принесла спокойствие. После прослушивания она поняла, что Желтков простил ее за то, что она не смогла быть с ним и ответить на его чувства. Так, искусство, которое нельзя назвать современным, все же выполнило свою главную функцию — пробудило душу человека от сна рутины и повседневности. Творчество великих мастеров не забывается, потому что оно не устаревает и всегда находит поклонников.

Добавить комментарий