Комплект тем итогового сочинения Хабаровский край +7 часов к Москве

Комплект тем итогового сочинения Хабаровский край +7 часов к Москве

НОМЕР  ТЕМА
105 Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201 Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307 Что такое преступление против самого себя?
413 Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511 Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
temisoch2021-habarovsky-kray

105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?

Многие из нас воспринимают путешествие исключительно в качестве отдыха. Однако бывают такие поездки, которые способны перевернуть наше мировоззрение, изменив взгляд на человека и его место в мире. В дороге мы получаем шанс узнать другие народы и традиции, переосмыслить свое нравственные устои и ориентиры. Такие примеры описывали русские писатели.

Человек ищет в путешествиях спасение от жизненных невзгод и тяжелых впечатлений. Очистив душу от негативных воспоминаний, он открывает ее для новых чувств и уже по-другому воспринимает людей вокруг себя. Это доказывает пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой, совершив ужасную ошибку, отправляется в длительную поездку, чтобы забыться. Евгений убил на дуэли своего друга, хотя их ссора никак не оправдывала подобного исхода. После этого его мучила совесть, ведь только боязнь общественного мнения побудила Евгения пойти на роковой поединок. Он очень страдал и не мог больше оставаться в деревне. А потому он уехал в путешествие по России, чтобы найти хоть какое-то утешение в перемене мест. Он посетил Крым, Астрахань и Кавказ, увидел множество достопримечательностей и смог отвлечься от тяжелых раздумий, ведь оказался в Москве на балу, а значит, оправился настолько, чтобы получать удовольствие от развлечений. Именно там он встретил Татьяну Ларину и нашел в своей душе любовь к ней. Он изменил отношение к героине и полюбил ее. Его пример убеждает нас в том, что путешествия способны переиначить наши взгляды на людей и их место в нашей жизни.

Путешествие может разнообразить жизнь и внести в нее новые смыслы. Благодаря ему мы меняем наше мнение о людях. Это подтверждает пример из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий испробовал многочисленные развлечения светского общества и пресытился ими, ведь любовь, дружба и призвания высшего света были искусственными. И настоящие чувства, острые впечатления и новые открытия Печорин смог найти только за пределами больших городов. Путешествуя по России, он обрел смысл опостылевшего существования и встретился с людьми, которые сильно отличались от его столичного окружения, а значит, могли его развлечь. Григорий интересовался чужими судьбами, активно влиял на них, получал удовольствие от этих манипуляций. Только в поездках он мог себе позволить такие рискованные игры. И его пример убеждает нас в том, что путешествие дает личности новые шансы проявить себя и увидеть мир. В каждой главе Печорин делает новые открытия, и постепенно его отношение к людям меняется: от легкомысленного пренебрежения к серьезному пониманию их сущности. Осознав свою роль в их жизни, герой принимает решение уехать в горячую точку и больше никому не вредить.

Таким образом, длительные путешествия, обогащенные новыми знакомствами и приключениями, способствуют изменению мировоззрения людей и их оценки человеческой сущности. Когда поездка представляет собой глубокое проникновение в местную среду, она становится важным жизненным впечатлением, влияющим на восприятие себя и других.

  1. Что такое преступление против самого себя?

Преступление против самого себя — это аморальный поступок, который приводит личность к нравственному падению и деградации. Когда люди идут против совести и чести, когда они предают свои принципы в угоду выгоде или ради спасения жизни, они переступают через то, что дорого душе. И после этого им очень тяжело жить. Чтобы раскрыть проблему глубже, обратимся к литературным источникам.

Порой преступники оправдывают себя тем, что получили приказ и обязаны его выполнить, несмотря на всю чудовищность поручения. Такую ситуацию мы видим в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Красивый и любезный полковник покидает светский праздник и отправляется на службу, где проявляет свою истинную сущность. Он жестоко наказывает беглого татарина, приказав солдатам бить его по спине шпицрутенами. Он даже ударяет исполнителя этой экзекуции, чтобы вынудить его бить сильнее. Лицо полковника, такого благодушного и милого, искажается от гнева. Герой с жаром применяет насилие, упиваясь властью. А ведь он совсем не считает себя виноватым, глядя на истерзанную спину беглеца. По его мнению, приказ обнуляет все счеты. Раз есть распоряжение сверху, ответственность с нижестоящего снимается. И это заблуждение приводит к тому, что даже сегодня люди при чинах издеваются над теми, кто попал под их власть, и не думают о своей вине, ведь всемогущий приказ заменяет все моральные мерки. Однако жестокость полковника — это его преступление против самого себя, ведь он предает все те качества, которые так высоко ставит и проявляет в кругу семьи.

Преступление против себя часто является следствием психологической деформации на фоне военных действий. Это подтверждает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Автор с осуждением описывает поведение Федора Долохова на войне. Герой проявляет первобытную жестокость по отношению к пленным. Он просто так убивает людей и даже получает удовольствие от своей удали. Для него борьба — естественная среда, а не необходимость. Он наслаждается агрессией и звуком пальбы. На поле боя Федор охотится за медалями и славой, и ради этого готов убивать всех, кто играет роли врагов. Он не жалеет замерзших французов и охотно расправляется с ними. Ничем не мотивированное насилие, по мнению автора и гуманного читателя, является преступлением против себя и всех вокруг, ведь оно сеет горе на Земле и мешает человечеству развиваться. Долохов своим поведением лишает себя шанса на нравственное исцеление и полноценную жизнь. Он не вернется с войны прежним. Более того, он не вернется с войны никогда. Она останется в его сердце навечно.

Таким образом, преступление против самого себя — это потворство низменным инстинктам и порокам, которое приводит людей к нравственному падению. Такие поступки оседают грузом на совести и деформируют личность. Хороший человек постепенно проникается злом и становится тем, кому он в лучшие годы не пожал бы руку.

413. Мои личные открытия в мире культуры

В детстве бабушка часто водила меня на спектакли. Со временем я полюбил посещать представления и сам выбирал то, что по вкусу. Театральная жизнь, яркая и удивительная, захватила мое воображение в плен. Меня не покидают мысли о карьере артиста или режиссера, ведь творческая атмосфера сцены не может надоесть. Это мое самое значимое открытие в мире культуры. И не у меня одного. Многие литературные герои разделили бы мои мечты.

Театральное искусство служит развлечению человека и его культурному просвещению. В формате яркого представления проще понять мораль пьесы и задуматься о важных вопросах. Это подтверждает пьеса А.П. Чехова «Чайка». Вдохновившись театральным искусством, Нина стала пробовать себя на актерском поприще. Дочь богатого помещика поняла, что реализация таланта намного важнее, чем сытость и довольство праздной жизни взаперти. И она решилась убежать из дома, чтобы найти свое призвание. Театральное искусство, которое она восприняла всей душой, помогло ей нащупать путеводную нить и убежать из золотой клетки. Да, ее побег не был радужной сказкой об успехе и счастье с первого шага. Нина испытала много разочарований и горестей. Зато она узнала настоящую жизнь и проявила себя. Мораль многих поучительных спектаклей вдохновила ее на творчество. Я видел «Чайку» на сцене и проникся ее трагическим очарованием. Это одна из лучших пьес, которые я видел в постановке.

Театральное искусство вдохновляет людей на проявление лучших человеческих качеств. Они черпают в пьесах мудрость. Это доказывает пример из пьесы А.Н. Островского «Лес». Артисты приходят в поместье, где разыгрываются драматические события. Анфиса не может рассчитывать на брак с возлюбленным, потому что не имеет приданого. А ее покровительница сама не прочь выйти замуж и не спешит обеспечивать счастье девушки. Но один из артистов, Геннадий Демьяныч Несчастливцев, имеет законную долю в наследстве и получает ее. Он мог забрать деньги себе и открыть свою труппу, взяв с собой и Анфису. Но он великодушно отдает тысячу рублей ей, чтобы она благополучно вышла замуж. Своими интересами он жертвует ради счастья героини. Из пьес артисты усвоили моральные устои, которые помогли им правильно расставить приоритеты в жизни. Увидев запись этой пьесы на экране, я понял, что театр обладает властью над душами. Артисты возвышаются благодаря тесной связи с искусством.

Таким образом, театральное искусство — это мое самое грандиозное открытие в творческом мире. Смотря на сцену, я каждый раз открываю для себя новый мир впечатлений и чувств. Свою жизнь я хотел бы связать с этой сферой, ведь в ней душа обретает небо для полета.

 

511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Великий советский писатель Фазиль Искандер однажды сказал: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью». С ним нельзя не согласиться, ведь положительно настроенные люди всегда находят источник позитива в том, что у окружающих все прекрасно. Нужно учиться искусству видеть счастье там, где для него есть нравственное основание, а именно в общении с окружением и обмене приятными эмоциями. Чтобы глубже раскрыть эту тему, обратимся к литературным источникам.

Вспомним рассказ А. Платонова «Юшка». Главный герой не мог обрести личное счастье: он был смертельно болен, беден и одинок. Этих обстоятельств он уже не мог исправить. Однако он нашел положительные эмоции в благом деле — в помощи сироте. Девочка осталась без родителей и каких-либо перспектив. Но Ефим взял на себя содержание ребенка, пусть и совсем чужого. Он обделял себя во всем, лишь бы помочь сироте. Герой экономил на еде и одежде, укорачивая свою жизнь, но прокладывая путь девочке, которая имела все шансы на успех. Юшка получал наивысшее моральное удовлетворение, когда отдавал свои деньги на благое дело и видел, что ребенок растет в хороших условиях и получает образование. Ефим научился быть счастливым, радуясь чужому счастью.

Не менее яркий пример описал Л.Н. Толстой в повести «Детство». Наталья Савишна всю жизнь была няней в господском доме. У нее не было мужа и детей, потому что барин не позволил ей завести семью. Она была нужна в качестве няни, так что с мечтой о материнстве героине пришлось распрощаться. Однако она научилась умению находить счастье в том, как его переживают другие люди. Она материнским взором следила за становлением юной барышни, вместе с ней радовалась браку по любви и первенцу, вместе с ней делила заботы о детях и тревоги. Наталья Савишна была для Николеньки, Володи и Любочки ближе родной бабушки. Она принимала участие во всех значимых событиях из жизни семьи. Свое моральное удовлетворение она обретала в близости к чужим детям. Она настолько была привязана к воспитаннице, что умерла после ее преждевременной кончины. Героиня была счастлива при жизни, но счастьем других людей.

Таким образом, человек, нравственность которого находится на высоком уровне, вполне может найти моральное удовлетворение в том, что окружающие испытывают веселье и наслаждение. Свое счастье они видят в радости от того, что другие счастливы. Это редкое умение окрашивает их жизнь в светлые тона, какие бы трудности они не испытывали.

  1. Произведение И.А. Куприн » Куст сирени» . Стоит обратить внимание на взаимоотношения между Николаем и его женой Верой. В сюжете описывается поступок Веры, который помог сохранить Николаю работу. Главная героиня сочетает в себе такие качества, как любовь, поддержка, забота.

 

А.И. Куприн » Гранатовый браслет». В этом произведении стоит обратить внимание на действия главного героя Желткова. В сюжете он показывает читателям, что значит любить за то, что ты есть. Стоит обратить внимание на трагичную концовку этого произведения, ведь главный герой заканчивает жизнь самоубийством, не обвиняя, свою возлюбленную.

 

307.Что такое преступление против самого себя?

 

Раскольников думает, что «против себя преступила» Соня — но это не так. Он тоже, преступив нравственный закон и убив человека, совершил преступление против себя. Достоевский показывает, как страдает герой и до, и после убийства. Раскольников заболевает физически и нравственно, в горячечном бреду ему является убитая им старушонка, смеющаяся над ним. Он как будто чувствует себя «отрезанным» от людей, ему тяжело общаться и с Разумихиным, и даже с приехавшими матерью и сестрой Дуней. Его нравственная природа показывает ему, что он преступил против чего-то очень важного в самом себе, исказил свою человеческую сущность. Сама теория Раскольникова о праве «избранных» на убийство «тварей дрожащих» бесчеловечна и противоестественна. Осознавая это, Раскольников говорит: «Я не старушонку убил — я себя убил! Так-таки разом и ухлопал себя навеки!» И в этом смысле преступление героя — это и преступление против себя, против божественной искры, которая отличает человека от чудовища. Достоевский предупреждает: преступник решением на преступление наносит своей душе страшный удар. После него можно подняться только искренне раскаявшись. Именно такой долгий путь проходит Раскольников с помощью Сони.

 

307.Что такое преступление против самого себя?

 

Ид·йное преступление совершает Раскольников, главный герой романа Ф.М. Цостоевскоrо «Преступление и наказание». Герой свято верит в «учение о двух типах людей». К первому разряду людей он относит «господ настоящего». nюди этого разряда, «по натуре своей консервативные, чинные», любят и «обязан быть послушными. Они «для того только и существуют на свете Чтобы… поднатужиться и породить наконец… сколько-нибудь самостоятельного человека». Ко второму разряду он относит «господ будущеrо» тех, кто двигает мир и ведёт eгo к цели. Как правило, люди этого типа — «законодатели и установители человечества» — требуют «разрушения настоящего во имя лучшего». Они имеют «право разрешить своей совести перешагнуть … >> «для своей идеи>> <<через кровь>>, устранить << … десять или сто -человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству>>. Все они «преступают закон» (он для них «не писан») и по природе своей должны быть «непременно преступниками». Такие «гениальные люди» рождаются по одному <<из миллионов, а великие rении1 завершители человечестаа1 — может быть1 по истечении многих тысячей миллионов людей на земле>>. Теория Раскольникова, разрешающая <<кровь по совести>1 по мнению Разумихина и Порфирия Петровича, страшнее «официального», «законного» разрешения «кровь проливать>>. 

Раскольников не смог забыть совершённого им преступления и долгое время пытался заглушить голос совести. Однако в его жизни появилась Соня. именно она стала совестью Раскольникова. Родион стыдился перед ней и мучил её за это «своим презрительным и грубым обращением». Когда же наконец он стал известен с самим собой, осознал своё преступление, <<он воскрес>> и nришёл к внутренней гармонии. Тогда у Раскольникова появилось будущее, в котором ещё нужно будет заслужить прощение у мира и самого себя.

 

  1. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?

 

1) Одной из проблем, затронутых в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» является – взаимодействие природы и цивилизации. Главный герой Экельс погружается в прошлое при помощи машины времени. Цель его путешествия – охота на динозавра. Организаторы предупреждают его о том, что убивать можно только тех зверей, которых подстерегает естественная смерть. Инструктор объясняет, для чего нужна подобная осторожность: если случайно убить какое-то самое незначительное животное, то это может очень сильно отразиться на всем будущем. Например, если убить мышь, то не будет лисы и ее потомков. Если исчезнет конкретная лиса, то погибнут все ее потомки и какой-нибудь лев и так далее. Таким образом, гибель одной мыши может уничтожить целые династии, изменить весь мир. Это показывает, насколько человек связан со всем миром природы. Людям порой кажется, что они цари природы, но когда человек убивает просто так маленького комара, он меняет жизнь своих будущих потомков. Человек занимает определенное место в природе, ни больше ни меньше. Потому так опасно неразумное истребление животных и вмешательство человека в природную жизнь. Неизвестно, как прихоти человека могут повлиять на будущее. Человек обязан понимать, что вся природа и будущее самого человека зависит от его поведения, поэтому относиться к природе нужно бережно, ценя каждое ее творение.

 

2) Столкновение цивилизации и природы мы видим в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров сформулировал отношение новых людей к окружающему миру: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Это означает, что все живое служит лишь материалом для созидания человека, и он играет главную роль на Земле. Такая расстановка приоритетов разрешает герою препарировать лягушек и проводить другие эксперименты над животными. Конечно, позиция Базарова категорична, ее формулировка звучит дерзко, но ведь в ней заложены базовые принципы для создания гармонии между прогрессом и окружающей средой. Работник никогда не разрушит свою мастерскую, он связан ответственностью и некими обязательствами по отношению к месту, где он трудится: не будет его обители, и он останется не у дел. Любой мастер относится к своим инструментам и материалам бережно, иначе безалаберность его уничтожает. Важно отметить, что Базаров назвал человека работником, а не хозяином. То есть данная концепция требует от нас труда, мы не можем паразитировать и предаваться безудержному потреблению. На мой взгляд, именно определение, данное героем, помогает нащупать нить для взаимосвязи людей и природы.

511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

 

В новелле О. Генри «Дары волхвов» Делла и Джим – семейная пара. Они находятся в стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности, но это не мешает им преданно и нежно любить друг друга. Каждый из них уверен, что его личное счастье заключено в счастье другого, поэтому принося в жертву собственные интересы, они отнюдь не испытывают горечи, напротив, радуются возможности подарить праздник любимому человеку. Делла продает волосы, чтобы купить Джиму цепочку для часов, а тот продает часы, чтобы подарить ей гребень. Пожертвовав самыми любимыми и дорогими их сердцу вещами, герои приобретают неизмеримо больше: возможность принести счастье тому, кого любишь.

 

  1. А.И. Куприн » Гранатовый браслет». Главный герой Желтков влюблен в замужнюю женщину. Он пишет ей письма, присылает подарки, радуется тому, что на земле живет его любимый человек. Автор показывает нам, что Желткова делает счастливым мысль о том, что у его возлюбленной все хорошо, что она жива.

 

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?

 

Например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком. Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

 

511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

 

В новелле О. Генри «Дары волхвов» Делла и Джим – семейная пара. Они находятся в стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности, но это не мешает им преданно и нежно любить друг друга. Каждый из них уверен, что его личное счастье заключено в счастье другого, поэтому принося в жертву собственные интересы, они отнюдь не испытывают горечи, напротив, радуются возможности подарить праздник любимому человеку. Делла продает волосы, чтобы купить Джиму цепочку для часов, а тот продает часы, чтобы подарить ей гребень. Пожертвовав самыми любимыми и дорогими их сердцу вещами, герои приобретают неизмеримо больше: возможность принести счастье тому, кого любишь.

 

  1. А.И. Куприн » Гранатовый браслет». Главный герой Желтков влюблен в замужнюю женщину. Он пишет ей письма, присылает подарки, радуется тому, что на земле живет его любимый человек. Автор показывает нам, что Желткова делает счастливым мысль о том, что у его возлюбленной все хорошо, что она жива.

Добавить комментарий