Основные подходы к оцениванию сжатого изложения (Задание 1)

Основные подходы к оцениванию сжатого изложения (Задание 1). ОГЭ по русскому языку 2018 критерии оценивания задания 1 изложение.

Таблица 1

  Критерии оценивания сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения (см. таблицу 2)  
  Экзаменуемый точно передал основное содержание прослу­шанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему.

1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,

но

упустил или добавил более 1 микротемы.

0
ИК2 Сжатие исходного текста  
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия  1 микротемы текста. 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последова­тель­ность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1
В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тив­ный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3 7

 

Задание 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов[1].

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

! При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете  не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

  

Текст для прослушивания

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии.  Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.

(По В.В. Шахиджаняну)

136 слов

 

Таблица 2

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца Микротема
1 Призвание — это талант, подкреплённый трудолюбием, и найти своё призвание – значит обрести счастье.
2 Чтобы стать хорошим специалистом, нужно любить, знать своё дело и увлекаться им.
3 Творческий труд сродни искусству. Если в человеке разгорится его «искра», он станет настоящим мастером своего дела.

 

Внимание!

 

Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 50 слов.

При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте.

Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске.

 

Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает

  • соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;
  • последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте;
  • точность передачи информации в каждой из микротем.

 

ИК1 

АДЕКВАТНОСТЬ И ПОЛНОТА ПЕРЕДАЧИ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА

По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

 

ИК1   2 балла по этому критерию экзаменуемый получает в том случае, если он точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2.

Рассмотрим примеры.

 

Пример №1.[2]

Призвание – это маленький росточек таланта, который может превратиться в могучее дерево, а может и засохнуть без трудолюбия и самовоспитания. Найти своё призвание – это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов, равнодушных к своему делу, ненавидящих его. Такое случается, если в молодости была совершена ошибка при выборе профессии. Главное – любить своё дело, увлекаться им.

Главное наслаждение в жизни заключается в творческом труде, ведь человек стремится, чтобы и в процессе, и в результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, врача, учителя, то я был бы просто человеком, зарабатывающим на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась «искра». Тогда и получится настоящий человек.

(104 слова)

В приведённой работе есть все микротемы исходного текста, основное содержание прослушанного текста передано верно.

!На примере этой работы важно обратить внимание на то, что изложение – это не воспроизведенный, а созданный текст. Это положение нацеливает экспертов, оценивающих изложение учащегося, на то, чтобы они учитывали не только содержательные характеристики сжатого изложения (наличие микротем, ключевых слов), но и логику развития авторской мысли. Автор текста может раскрывать генеральный тезис, сформулированный в первом абзаце, может актуализировать новые аспекты в как будто бы всем известном понятии, может опровергать бытующее представление о том или ином явлении и т.д. Так, в приведенной работе учащегося мы видим полное соответствие изложения стуктурно-смысловым частям исходного текста. Это, например, проявляется в последовательности ключевых слов: призвание, талант, трудолюбие, счастье, специалист, любимая профессия и т.д. Именно поэтому, для того чтобы повысить объективность и надежность проверки, эксперту следует очень тщательно изучить исходный текст, выявить авторскую цель, которая отражена в выборе темы, последовательности смысловых частей, отборе речевых средств.

 

Пример №2. 

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое дерево. Но без трудолюбия и самовоспитания он может засохнуть на корню. Найти своё призвание и утвердиться в нём – это счастье.

Есть много плохих специалистов, равнодушных к своему делу, которые работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка в выборе профессии. Главное наслаждение в жизни – хорошо знать и любить своё дело, с увлечением относиться к нему. Тогда получится настоящий специалист.

 

 (72 слова)

         Во втором абзаце работы объединены две микротемы исходного текста, однако обе они отражены верно, поэтому причин для снижения оценки по критерию ИК1 нет.

 

! Нередко экзаменуемые передают все важные для восприятия исходного текста микротемы, однако при этом нарушают абзацное членение текста. Это не должно вести к снижению количества баллов по критерию ИК1.

 

Пример №3. 

Призвание – это росточек таланта, который в будующем становиться деревом. Без трудолюбия и самовоспитания росток погибнет. Найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья.

Множество плохих специалистов равнодушны к своей работе, не знают радости труда. Значит совершили они ошибку при выборе профессии. Надо любить, знать своё дело.

Высшее наслождение – это творческий труд, близкий к исскуству. Человек должен стремиться к тому, чтоб в процессе труда, в его результате было что-то красивое. В человеке должна загореться искра иначе профессия станет лишь способом заработка. При любви и уважении к профессии получается настоящий человек. 

(89 слов)

         В работе допущены орфографические и пунктуационные ошибки. Однако все микротемы прослушанного текста экзаменуемым переданы верно, в соответствии с замыслом автора, причин для снижения оценки по критерию ИК1 нет.

 

! Уровень правописной и речевой грамотности работы не должен влиять на выставление оценки по критерию ИК1.

 

ИК1  1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил  или добавил 1 микротему.

 

Экзаменуемый может совсем пропустить одну из важных для понимания исходного текста микротем, не обратив на неё внимания, или может упустить микротему, неточно поняв её.

Рассмотрим примеры.

 

Пример №4.

Призвание — росток таланта, который не вырастет без самовоспитания и трудолюбия. Найти своё призвание и утвердиться в нём – это источник счастья. Ведь многие специалисты ненавидят свою профессию, потому что в молодости сделали неправильный выбор.

Высшее наслаждение в жизни – творческий труд, приближающийся к исскуству. Это приближение – в мастерстве. Человек, любящий свой труд, стремится к тому, чтобы в его результатах было что-то красивое. Если человек не находит своё призвание, то он может только зарабатывать на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра». Тогда получится настоящий Человек.

(86 слов)

В представленной работе экзаменуемым пропущена вторая микротема, важная для восприятия исходного текста – утверждение о том, что знание и любовь к профессии позволяют человеку стать хорошим специалистом. В результате оказалась нарушенной логическая связь между вторым и третьим предложениями из-за неправильного употребления причинного союза «ведь».

 

Пример №5.

Призвание – росточек таланта, превратившийся в дерево. Без трудолюбия росток засохнет. Найти призвание – в этом заключается источник счастья.

Многие плохие специалисты ненавидят своё дело. Они ошиблись в выборе профессии. Главное – любить свою работу и с увлечением относиться к ней.

В творческом труде заключается наслаждение жизни. Если человек любит труд, то хочет, чтобы в результате получилось что-то красивое.

Если бы я был учителем, врачом, то ничего не вышло бы. Надо, чтобы в человеке разразилась искра. Тогда получится человек.

(76 слов)

В приведённой работе первая и вторая микротемы отражены верно. Но далее в изложении добавлена 1 микротема. Понятия «наслаждение жизни», «творческий труд» и «искра» для автора исходного текста являются причиной и следствием – только в этом случае, как он считает, можно говорить, что «человек станет мастером своего дела». Экзаменуемый же не увидел этой зависимости и выделил мысль о том, что «в настоящем специалисте должна разгореться искра творчества», в отдельную микротему.

 

! Неточно понятая микротема свидетельствует о том, что часть главного содержания исходного текста осталась для экзаменуемого недоступной, следовательно, оценка по критерию ИК1 должна быть снижена.

 

! Фактические ошибки, не ведущие к искажению основного содержания и смысла исходного текста или какой-либо его микротемы, не учитываются при выставлении оценки по критерию ИК1.

 

ИК1  0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый, передавая основное содержание прослушанного текста, упустил или добавил более 1 микротемы.

Рассмотрим пример.

 

Пример №6.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево, но без трудолюбия, самовоспитания этот маленький росточек засохнет.

Есть много плохих специалистов равнодушных к своему делу. Они не знают радости труда. Это значит, что в молодости они совершили ошибку при выборе профессии.

Приближение к искусству, творчеству – высшее наслаждение в жизни. Важно, чтобы человек влюбился в свой труд, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра», вот тогда и получится настоящий человек.

(70 слов)

В изложении не отражена главная мысль первой микротемы о том, что «найти призвание – это счастье».

Идея второй микротемы не сформулирована: в рассуждениях экзаменуемого прослеживается связь между ошибкой в выборе профессии и формирующимся у человека равнодушием к нелюбимому делу, что не даёт ему возможности испытывать «радость труда». Но здесь учащийся останавливается в своих рассуждениях, не доводя их до логического завершения и не делая вывода о том, что «хороший специалист должен любить и хорошо знать своё дело».

Основная мысль третьей микротемы передана верно.

Таким образом, при понимании общей проблематики текста учащийся всё же не справился с задачей адекватной передачи информации двух микротем, поэтому он получает 0 баллов по данному критерию.

 

! В работе возможно некоторое расширение информации исходного текста за счёт прибавления экзаменуемым не содержащейся в прослушанном тексте микротемы, которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом. Такое прибавление микротемы часто ведёт к искажению авторского замысла всего текста в целом. В этом случае количество баллов по критерию ИК1 снижается.

 

! В работе экзаменуемого возможно сочетание пропусков микротем и прибавления к тексту  не содержащейся в нём информации, которая может быть тематически связана или не связана с текстом. Однако это не компенсирует недостатков в понимании прослушанного текста и не может служить поводом для повышения оценки по критерию ИК1.

 

ИК2

 

 

СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

 

По этому критерию не оценивается  полнота передачи содержания исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

  1. Исключение:
    • исключение повторов;
    • исключение одного или нескольких из синонимов;
    • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
    • исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
    • исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.

 

Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

  1. Обобщение:
    • замена однородных членов обобщающим наименованием;
    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
    • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  2. Упрощение:
    • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена прямой речи косвенной.

 

ИК2 3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

Рассмотрим  примеры.

 

Пример №7.

Призвание – росток таланта, который не вырастет без самовоспитания и трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.

Если человек ненавидит свою профессию, это значит, что в молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Человек должен знать, любить свою профессию, относиться к ней с увлечением.

Высшее наслаждение жизни – творческий труд, приближающийся к искусству. Это приближение в мастерстве. Человек, любящий свой труд, стремится к тому, чтобы в самом труде и в его результатах было что-то красивое. Надо, чтобы в каждом разгорелась «искра», и тогда получится настоящий Человек.

(87 слов)

Проанализируем изложение.

В первом абзаце экзаменуемый использовал один из основных приёмов компрессии текста – приём сжатия текста за счёт исключения фрагмента предложения, содержащего причастный  оборот (превратившийся в крепкое, могучее дерево). За счёт использования приёма упрощения два предложения исходного текста объединены в одно, что позволяет учащемуся избежать повтора словосочетания маленький росток. Получившееся предложение не теряет своей информативности и правильно передаёт основное содержание первой микротемы.

Во втором абзаце экзаменуемый опускает второстепенную информацию, переданную в тексте от первого лица, — Я знаю много плохих специалистов. Языковая компрессия используется для исключения из предложения фрагмента текста, содержащего определение (равнодушные к своему делу). Важная для понимания смысла фрагмента информация передана правильно: указание на причинно-следственную связь между «ошибкой в выборе профессии» с тем, что такой человек «ненавидит свою профессию». Эти рассуждения позволяют учащемуся перейти к выводу, который передаёт главную мысль всей микротемы.

Третья микротема исходного текста также передана с использованием приёма упрощения: третий абзац исходного текста начинается с вопросно-ответной формы изложения, которая перерабатывается экзаменуемым в одно утвердительное предложение. В третьем предложении заключительного абзаца учащийся заменяет сложноподчинённое предложение простым, а далее исключает фрагмент текста, передающий второстепенную информацию (5 и 6 предложения третьего абзаца исходного текста).   В последнем предложении изложения приёмы компрессии не используются.

Экзаменуемый применил несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всей работы, и продемонстрировал хорошее владение этими приёмами. Работа может быть оценена 3 баллами по критерию ИК2.

 

! То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста. Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения. Критерий ИК2 позволяет оценить уровень компрессионных умений девятиклассника применительно к любому тексту публицистического или научного (научно-популярного) стилей.

 

Пример №8.

Призвание – это маленький росточек таланта. Без трудолюбия и самовоспитания он может засохнуть на корню. Надо найти своё призвание – это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда. Это значит, что в молодости была сделана ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом труде, и в его результатах было что-то красивое. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.

 (104 слова)

В приведённой работе используется один основной приём компрессии текста исключение. Этот приём правильно используется на протяжении всего текста, и потому нет причин для снижения оценки по критерию ИК2.

 

! Степень сжатия исходного текста в изложении может несколько разниться. Важно при оценивании работы по данному критерию ориентироваться не на количество слов в изложении, а на уровень владения экзаменуемым приёмами сжатия текста.

 

ИК2  2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их  для сжатия 2 микротем текста.

Проиллюстрируем это примером.

 

Пример №9.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот росточек может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.

Люди, равнодушные к своей профессии, не знают радости труда. Они ненавидят свою профессию. А это значит, что в молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

Высшее наслаждение жизни, наверное, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Человек, влюблённый в свой труд, стремится, чтобы было что-то красивое в процессе труда и в его результате. В каждом должна разгореться его «искра», тогда и получится настоящий человек.

 (105 слов)

В изложении первой микротемы прослушанного текста экзаменуемый пытался применить приём сжатия информации, но не справился с задачей: пропуск одного из однородных определений (крепкое, могучее дерево) не может считаться приёмом компрессии.

Во втором и третьем абзацах изложения использован один приём сжатия – исключение фрагмента текста, содержащего второстепенную информацию.

 

1 балл ставится, если приёмы компрессии применены для сжатия 1 микротемы.

 

Пример №10.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот росточек может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов, равнодушных к своему делу. Они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. А это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, приближающемся к искусству. Это приближение в мастерстве. Человек, влюблённый в свой труд, стремится, чтобы было что-то красивое в процессе труда и в его результате. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра», тогда и получится настоящий человек.

(118 слов)

В первом абзаце изложения учащийся опускает одно из однородных определений. Такой пропуск слова не относится к приёмам сжатия текста, о чём мы уже говорили на примере работы №9.

Во втором абзаце изложения никаких приёмов сжатия текста экзаменуемый не применил.

В третьем абзаце использовано несколько приёмов компрессии: из текста изложения исключён фрагмент исходного текста, сложноподчинённое предложение с двумя придаточными заменено на сложноподчинённое предложение с одним придаточным (упрощение).

Следовательно, 2 приёма сжатия текста использованы только для передачи информации 1 (третьей) микротемы исходного текста.

 

! При оценке сжатия текста необходимо оценивать не только наличие приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.

 

0 баллов оценивается изложение, в котором автор вообще не пытался прибегнуть к компрессии прослушанного текста.

Если экзаменуемый продемонстрировал неумение использовать какие бы то ни было приёмы сжатия текста, то в этом случае эксперт также должен поставить по этому критерию 0 баллов.

Приведём пример.

 

Пример №11.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания росток может засохнуть на корню.

Многие люди равнодушны. Они работают, зарабатывают себе на хлеб, а на самом деле ненавидят своё дело. Значит в молодости, при выборе профессии, была сделана ошибка. Любить и с увлечением относиться к своей деятельности – это главное в выборе профессии.

Если бы я стал учиться на инженера или врача, то из меня получился бы человек, зарабатывающий на хлеб. Надо, чтобы человек был влюблён в свой труд. Тогда и получится настоящий человек.

 (88 слов)

В изложении первой микротемы прослушанного текста экзаменуемый пытался использовать приём компрессии, однако исключил из текста не второстепенную, а главную информацию.

При передаче содержания второй микротемы из текста изложения учащийся исключает второстепенную, на его взгляд, информацию. Но неправильное использование приёма исключения привело к деформации содержания этой части исходного текста.

Те же ошибки присутствуют при передаче информации третьей микротемы. Смысл её искажён, основная мысль данной микротемы не передана.

Заметим, что ошибки в абзацном членении текста изложения не играют роли при выставлении оценки по критерию ИК2.

Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый не владеет приёмами компрессии. В изложении есть повтор, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел.

ИК3

 

СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

 

         Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику (последовательность изложения содержания) исходного текста.

 

ИК3

 

2 балла ставится в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью  изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Приведём пример такой работы.

 

Пример №12.

Призвание – это маленький росточек таланта, но без трудолюбия и самовоспитания он не сможет развиваться. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья.

Если человек равнодушно относится к своему делу и ненавидит его, то из него получается плохой специалист. Это значит, что в молодости была сделана ошибка при выборе профессии. Главное – любить и знать своё дело, с увлечением к нему относиться.

Высшее наслаждение жизни – в творческом труде, приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, в нём разгорается «искра». Вот тогда и получается настоящий человек, а не просто зарабатывающий на хлеб насущный.

(98 слов)

В этом примере стоит обратить особое внимание на то, что учащийся не только правильно понял и передал основное содержание всех микротем исходного текста, но и на то, что он не «закрепощён» исходной информацией, свободно и логично компонует материал, сохраняя смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.

 

ИК3

 

 

 1 балл ставится в том случае, если  работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью  изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

Приведём пример.

 

Пример №13.

Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево, но без трудолюбия, без самовоспитания он может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Ведь многие плохие специалисты, совершив в молодости ошибку в выборе профессии, ненавидят своё дело. Главное – любить и знать своё дело, с увлечением к нему относиться.

В чём же высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в работе, и в результате было что-то красивое. Если бы я стал врачом, инженером или учителем, из меня ничего бы не вышло. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра», тогда получится настоящий человек.

(108 слов)

В первом абзаце работы объединены две микротемы, то есть допущено нарушение абзацного членения текста. Нарушений смысловой цельности, связности и последовательности изложения нет.

 

! Следует обратить внимание на то, что оценка по критерию ИК3 снижается на 1 балл, даже если в изложении присутствует только одна из ошибок: или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения текста.

 

0 баллов оценивается работа, в которой допущено более 1 логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения.

        

Пример №14.

Призвание – это росточек таланта, постепенно превращающийся в большое дерево, но без труда оно может засохнуть.

Найти своё призвание – счастье. Я много видел специалистов, равнодушных к своему делу. Возможно, в молодости была совершена ошибка в выборе своего будущего занятия. Поэтому, человек так халатно к ней относится.

Найти призвание – радость. А в чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, умении видеть всё красивое, что помогает нам зажечь «искру» в себе. Только тогда можно почувствовать себя настоящим человеком.

(76 слов)

В первом абзаце работы учащийся попытался использовать приём компрессии, исключив из текста своего изложения второстепенную, на его взгляд, информацию. Но, как мы видим, вместе со второстепенной информацией была исключена и главная, что привело не только к искажению основной мысли данного фрагмента текста, но и к логической ошибке – подмене тезиса. Слова «трудолюбие» и «самовоспитание» экзаменуемый заменил более широким понятием – «труд», и в контексте рассуждения данная ошибка приводит к тому, что слово «дерево» понимается в буквальном смысле, а вывод можно сформулировать так: «за деревом следует ухаживать, чтобы оно не засохло».

Во втором абзаце микротемы первое предложение является тезисом, который не может быть подтверждён последующими рассуждениями. Здесь налицо логическая ошибка. Темы «халатного отношения к своему занятию» в тексте нет. Кроме того, неправильное употребление местоимения в женском роде (к ней) приводит к тому, что оказывается изменённым объект «халатного отношения»: это не род занятия человека, а «ошибка».

В третьем абзаце, соответствующем третьей микротеме, основная мысль также искажена из-за употребления слова «красивое» в более широком смысле, чем в исходном тексте, где идёт речь именно о красоте «процесса труда» и его «результатах».  Из рассуждений экзаменуемого следует, что наслаждение – это не только творческий труд, но и «умение видеть всё красивое». Если же человек не получает этого наслаждения, то он не «настоящий человек». Таким образом, логические ошибки, допущенные экзаменуемым в третьем абзаце, приводят к неправомерному выводу.

Разобрав ошибки экзаменуемого, мы можем констатировать, что работа больше напоминает сочинение на тему «Призвание человека», а не изложение по предъявленному авторскому тексту.

 

! Оценивая последовательность изложения содержания прослушанного текста, необходимо опираться на исходный текст и его композиционно-логическую структуру.

 

Оценивая логическую связь между единицами текста изложения учащегося, нужно иметь в виду, что она не должна противоречить логике исходного текста.

В то же время, оценивая речевую связность и правильность абзацного членения изложения, необходимо рассматривать эти параметры применительно к тексту работы учащегося, то есть к созданному экзаменуемым тексту изложения, а не сопоставлять текст, написанный выпускником, с оригиналом.

!      Речевые ошибки не влияют на оценку по этому критерию.          

[1] Если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

[2] Здесь и далее сохранена пунктуация и орфография оригинала.

Добавить комментарий