Тренировочный вариант №2 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс

Тренировочный вариант №2 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс

Инструкция

  • Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
  • На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
  • Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
  • Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
  • Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.

Часть 1

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

Текст 1

Вечер опускался на город, и в свете фонарей мокрый асфальт блестел, отражая редкие капли дождя. Анна неспешно шла по пустынной улице, вспоминая свои детские мечты. Ей казалось, что время изменило всё вокруг, но в глубине души она оставалась той же девочкой, которая когда-то верила в чудеса. Внезапно сильный порыв ветра бросил в лицо капли дождя, и Анна невольно улыбнулась. Она поняла, что будущее зависит только от неё самой.

Вопросы к тексту 1

1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________

2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________

3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________

4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________

5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Анне в конце текста?»

  1. Введение: ___________________________________________________________
  2. Основная часть:
    • Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
    • Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
    • Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
  3. Заключение: ___________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.

Текст 2


Сквозь вечерний свет зари
Золотятся нивы,
И качаются они
В лёгком ветре игривом.

Тихо тает солнца луч
На реке широкой,
И уходит в ночь сном звучь
Сердце одинокое.


Вопросы к тексту 2

6. Выпишите из текста слово, означающее: «спокойный протяжный звук».
Ответ: _____________________________

7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.

Примеры из текста Средства выразительности
A) Золотятся нивы 1) эпитет
Б) И уходит в ночь сном звучь 2) метафора
В) И качаются они 3) олицетворение

Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____

8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________

9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу в минуты грусти? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________


Ответы

  1. Реализм
  2. Рассказ
  3. Пейзаж
  4. Внутренний монолог
  5. Возможный тезисный план:
    • Введение: Анна осознаёт, что её жизнь находится в её руках.
    • Основная часть:
      • Главная идея: Перемены неизбежны, но человек сам выбирает своё будущее.
      • Обоснование: Размышления героини о времени и мечтах.
      • Иллюстрация: Ветер и дождь как символ обновления.
    • Заключение: Анна принимает своё будущее с надеждой.
  6. Звучь
  7. A — 1, Б — 2, В — 3
  8. В первой строфе настроение лёгкое и безмятежное. Во второй строфе появляется чувство уединения и грусти, подчёркнутое образом уходящего солнца. Последние строки передают чувство одиночества, но и спокойного примирения с этим состоянием.
  9. Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Мне грустно» Михаила Лермонтова. Оно отражает глубину душевных переживаний и помогает осознать, что одиночество и печаль – естественные чувства, которые со временем проходят. Поэзия Лермонтова помогает выразить эмоции и почувствовать поддержку в словах великого поэта.