Тренировочный вариант №2 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс
Инструкция
- Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
- На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
- Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
- Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
- Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.
Часть 1
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.
Текст 1
Вечер опускался на город, и в свете фонарей мокрый асфальт блестел, отражая редкие капли дождя. Анна неспешно шла по пустынной улице, вспоминая свои детские мечты. Ей казалось, что время изменило всё вокруг, но в глубине души она оставалась той же девочкой, которая когда-то верила в чудеса. Внезапно сильный порыв ветра бросил в лицо капли дождя, и Анна невольно улыбнулась. Она поняла, что будущее зависит только от неё самой.
Вопросы к тексту 1
1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________
2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________
3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________
4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________
5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Анне в конце текста?»
- Введение: ___________________________________________________________
- Основная часть:
- Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
- Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
- Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
- Заключение: ___________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.
Текст 2
Сквозь вечерний свет зари
Золотятся нивы,
И качаются они
В лёгком ветре игривом.
Тихо тает солнца луч
На реке широкой,
И уходит в ночь сном звучь
Сердце одинокое.
Вопросы к тексту 2
6. Выпишите из текста слово, означающее: «спокойный протяжный звук».
Ответ: _____________________________
7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.
Примеры из текста | Средства выразительности |
---|---|
A) Золотятся нивы | 1) эпитет |
Б) И уходит в ночь сном звучь | 2) метафора |
В) И качаются они | 3) олицетворение |
Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____
8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________
9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу в минуты грусти? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________
Ответы
- Реализм
- Рассказ
- Пейзаж
- Внутренний монолог
- Возможный тезисный план:
- Введение: Анна осознаёт, что её жизнь находится в её руках.
- Основная часть:
- Главная идея: Перемены неизбежны, но человек сам выбирает своё будущее.
- Обоснование: Размышления героини о времени и мечтах.
- Иллюстрация: Ветер и дождь как символ обновления.
- Заключение: Анна принимает своё будущее с надеждой.
- Звучь
- A — 1, Б — 2, В — 3
- В первой строфе настроение лёгкое и безмятежное. Во второй строфе появляется чувство уединения и грусти, подчёркнутое образом уходящего солнца. Последние строки передают чувство одиночества, но и спокойного примирения с этим состоянием.
- Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Мне грустно» Михаила Лермонтова. Оно отражает глубину душевных переживаний и помогает осознать, что одиночество и печаль – естественные чувства, которые со временем проходят. Поэзия Лермонтова помогает выразить эмоции и почувствовать поддержку в словах великого поэта.