Тренировочный вариант №3 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс
Инструкция
- Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
- На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
- Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
- Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
- Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.
Часть 1
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.
Текст 1
Утренняя тишина висела над рекой. Иван стоял на берегу и смотрел, как лёгкий туман поднимается над водой. Всё вокруг было таким знакомым и родным, но в то же время казалось новым. Он вспомнил, как ещё мальчишкой бегал сюда, мечтая о дальних странах. Теперь же, спустя годы, он понимал, что счастье не там, где-то далеко, а здесь, рядом с ним. Иван глубоко вдохнул свежий воздух и почувствовал спокойствие, которого давно не испытывал.
Вопросы к тексту 1
1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________
2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________
3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________
4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________
5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Ивану в конце текста?»
- Введение: ___________________________________________________________
- Основная часть:
- Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
- Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
- Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
- Заключение: ___________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.
Текст 2
Тихо плещется вода,
Словно шёпот нежный.
Над рекою ночь светла,
Сонный лес безбрежный.
Звёзды в небе, как мечты,
В вечности мерцают.
Всё, что было — только ты
В сердце оживает.
Вопросы к тексту 2
6. Выпишите из текста слово, означающее: «мягкий, едва слышный звук».
Ответ: _____________________________
7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.
Примеры из текста | Средства выразительности |
---|---|
A) Звёзды в небе, как мечты | 1) сравнение |
Б) Сонный лес безбрежный | 2) эпитет |
В) Всё, что было — только ты | 3) метафора |
Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____
8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________
9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу для вдохновения? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________
Ответы
- Реализм
- Рассказ
- Пейзаж
- Внутренний монолог
- Возможный тезисный план:
- Введение: Иван осознаёт, что счастье рядом.
- Основная часть:
- Главная идея: Не нужно искать счастье в далёких странах, оно в родных местах.
- Обоснование: Воспоминания и природа помогают осознать это.
- Иллюстрация: Образ тумана как символ перемен.
- Заключение: Иван принимает своё настоящее с радостью.
- Шёпот
- A — 1, Б — 2, В — 3
- В первой строфе настроение спокойное и умиротворённое, подчёркнутое звуками воды и ночной рекой. Во второй строфе появляется ностальгия и размышления о прошлом. Финальные строки подчёркивают идею памяти и её влияния на человека.
- Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Не позволяй душе лениться» Николая Заболоцкого. Оно вдохновляет действовать, развиваться, не поддаваться лени и унынию. Это стихотворение напоминает о важности упорства и движения вперёд.