Тренировочный вариант №3 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс

Тренировочный вариант №3 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс

Инструкция

  • Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
  • На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
  • Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
  • Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
  • Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.

Часть 1

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

Текст 1

Утренняя тишина висела над рекой. Иван стоял на берегу и смотрел, как лёгкий туман поднимается над водой. Всё вокруг было таким знакомым и родным, но в то же время казалось новым. Он вспомнил, как ещё мальчишкой бегал сюда, мечтая о дальних странах. Теперь же, спустя годы, он понимал, что счастье не там, где-то далеко, а здесь, рядом с ним. Иван глубоко вдохнул свежий воздух и почувствовал спокойствие, которого давно не испытывал.

Вопросы к тексту 1

1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________

2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________

3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________

4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________

5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Ивану в конце текста?»

  1. Введение: ___________________________________________________________
  2. Основная часть:
    • Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
    • Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
    • Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
  3. Заключение: ___________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.

Текст 2


Тихо плещется вода,
Словно шёпот нежный.
Над рекою ночь светла,
Сонный лес безбрежный.

Звёзды в небе, как мечты,
В вечности мерцают.
Всё, что было — только ты
В сердце оживает.


Вопросы к тексту 2

6. Выпишите из текста слово, означающее: «мягкий, едва слышный звук».
Ответ: _____________________________

7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.

Примеры из текста Средства выразительности
A) Звёзды в небе, как мечты 1) сравнение
Б) Сонный лес безбрежный 2) эпитет
В) Всё, что было — только ты 3) метафора

Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____

8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________

9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу для вдохновения? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________


Ответы

  1. Реализм
  2. Рассказ
  3. Пейзаж
  4. Внутренний монолог
  5. Возможный тезисный план:
    • Введение: Иван осознаёт, что счастье рядом.
    • Основная часть:
      • Главная идея: Не нужно искать счастье в далёких странах, оно в родных местах.
      • Обоснование: Воспоминания и природа помогают осознать это.
      • Иллюстрация: Образ тумана как символ перемен.
    • Заключение: Иван принимает своё настоящее с радостью.
  6. Шёпот
  7. A — 1, Б — 2, В — 3
  8. В первой строфе настроение спокойное и умиротворённое, подчёркнутое звуками воды и ночной рекой. Во второй строфе появляется ностальгия и размышления о прошлом. Финальные строки подчёркивают идею памяти и её влияния на человека.
  9. Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Не позволяй душе лениться» Николая Заболоцкого. Оно вдохновляет действовать, развиваться, не поддаваться лени и унынию. Это стихотворение напоминает о важности упорства и движения вперёд.