Тренировочный вариант №7 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс
Инструкция
- Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
- На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
- Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
- Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
- Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.
Часть 1
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.
Текст 1
Осенний ветер раскачивал голые ветви деревьев. Николай медленно шёл по аллее, вспоминая школьные годы. Когда-то эта дорога вела его в класс, полный друзей и весёлого смеха. Теперь он шёл один, ощущая лёгкую грусть, но не сожаление. Время уходит, но воспоминания остаются. Николай понял, что каждый момент жизни важен, и что прошлое не исчезает, а живёт в его душе.
Вопросы к тексту 1
1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________
2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________
3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________
4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________
5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Николаю в конце текста?»
- Введение: ___________________________________________________________
- Основная часть:
- Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
- Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
- Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
- Заключение: ___________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.
Текст 2
Жёлтый лист летит, кружится,
С ветром в танце он парит.
Тихо в сердце отзовётся
Звуком осени мотив.
Серый дождь стучит по крыше,
Ветер в окна заглянул.
Осень в воздухе повисла,
Светлый вечер потонул.
Вопросы к тексту 2
6. Выпишите из текста слово, означающее: «легкое вращательное движение в воздухе».
Ответ: _____________________________
7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.
Примеры из текста | Средства выразительности |
---|---|
A) Жёлтый лист летит, кружится | 1) эпитет |
Б) Осень в воздухе повисла | 2) метафора |
В) Ветер в окна заглянул | 3) олицетворение |
Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____
8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________
9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу, который испытывает ностальгию? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________
Ответы
- Реализм
- Рассказ
- Пейзаж
- Внутренний монолог
- Возможный тезисный план:
- Введение: Николай осознаёт важность воспоминаний.
- Основная часть:
- Главная идея: Прошлое не исчезает, оно остаётся в душе.
- Обоснование: Осень как символ времени, которое проходит.
- Иллюстрация: Образ пустой аллеи подчёркивает тему памяти.
- Заключение: Николай принимает своё прошлое и осознаёт его ценность.
- Кружится
- A — 1, Б — 2, В — 3
- В первой строфе настроение лёгкое, лист кружится, словно танцуя. Во второй строфе появляется меланхолия, подчёркнутая дождём и ветром, создавая атмосферу осенней тоски.
- Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Умом Россию не понять» Фёдора Тютчева. Оно передаёт чувства ностальгии, глубокой привязанности к прошлому и родине. Это произведение помогает осмыслить неизменные ценности.