Тренировочный вариант №8 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс
Инструкция
- Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
- На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
- Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
- Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
- Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.
Часть 1
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.
Текст 1
Вечернее солнце медленно опускалось за горизонт. Марина стояла на балконе и смотрела вдаль. Когда-то она мечтала уехать далеко отсюда, но теперь поняла, что родной город всегда будет частью её сердца. Улицы, дома, знакомые лица – всё это казалось таким привычным, но теперь она смотрела на них по-другому. Марина почувствовала, как внутри неё разливается тёплое чувство благодарности за каждый прожитый момент.
Вопросы к тексту 1
1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________
2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________
3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________
4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________
5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Марине в конце текста?»
- Введение: ___________________________________________________________
- Основная часть:
- Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
- Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
- Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
- Заключение: ___________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.
Текст 2
Золотистый свет заката
Тихо льётся на поля.
Ветер листьями играя
Шепчет звуки сентября.
Тёмным вечером в аллеях
Огоньки качает мгла.
Осень дышит в старых ветках,
Звёзды светят издалека.
Вопросы к тексту 2
6. Выпишите из текста слово, означающее: «тихий, лёгкий звук».
Ответ: _____________________________
7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.
Примеры из текста | Средства выразительности |
---|---|
A) Золотистый свет заката | 1) эпитет |
Б) Ветер листьями играя | 2) олицетворение |
В) Огоньки качает мгла | 3) метафора |
Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____
8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________
9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу, который размышляет о своём будущем? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________
Ответы
- Реализм
- Рассказ
- Пейзаж
- Внутренний монолог
- Возможный тезисный план:
- Введение: Марина осознаёт свою привязанность к родному городу.
- Основная часть:
- Главная идея: Важно ценить настоящее и не забывать свои корни.
- Обоснование: Осознание приходит через наблюдение за окружающим миром.
- Иллюстрация: Образ заката как символа размышлений о прошлом и будущем.
- Заключение: Марина принимает свою жизнь и благодарна за прожитые моменты.
- Шепчет
- A — 1, Б — 2, В — 3
- В первой строфе настроение светлое, подчёркнутое закатом и ветром. Во второй строфе появляется лёгкая грусть и размышления о времени, осень становится символом уходящего.
- Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Если» Редьярда Киплинга. Оно вдохновляет на размышления о будущем, учит стойкости и уверенности в себе, помогая принять жизненные вызовы.