Тренировочный вариант №8 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс

Тренировочный вариант №8 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс

Инструкция

  • Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
  • На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
  • Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
  • Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
  • Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.

Часть 1

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

Текст 1

Вечернее солнце медленно опускалось за горизонт. Марина стояла на балконе и смотрела вдаль. Когда-то она мечтала уехать далеко отсюда, но теперь поняла, что родной город всегда будет частью её сердца. Улицы, дома, знакомые лица – всё это казалось таким привычным, но теперь она смотрела на них по-другому. Марина почувствовала, как внутри неё разливается тёплое чувство благодарности за каждый прожитый момент.

Вопросы к тексту 1

1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________

2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________

3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________

4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________

5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Марине в конце текста?»

  1. Введение: ___________________________________________________________
  2. Основная часть:
    • Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
    • Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
    • Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
  3. Заключение: ___________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.

Текст 2


Золотистый свет заката
Тихо льётся на поля.
Ветер листьями играя
Шепчет звуки сентября.

Тёмным вечером в аллеях
Огоньки качает мгла.
Осень дышит в старых ветках,
Звёзды светят издалека.


Вопросы к тексту 2

6. Выпишите из текста слово, означающее: «тихий, лёгкий звук».
Ответ: _____________________________

7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.

Примеры из текста Средства выразительности
A) Золотистый свет заката 1) эпитет
Б) Ветер листьями играя 2) олицетворение
В) Огоньки качает мгла 3) метафора

Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____

8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________

9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу, который размышляет о своём будущем? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________


Ответы

  1. Реализм
  2. Рассказ
  3. Пейзаж
  4. Внутренний монолог
  5. Возможный тезисный план:
    • Введение: Марина осознаёт свою привязанность к родному городу.
    • Основная часть:
      • Главная идея: Важно ценить настоящее и не забывать свои корни.
      • Обоснование: Осознание приходит через наблюдение за окружающим миром.
      • Иллюстрация: Образ заката как символа размышлений о прошлом и будущем.
    • Заключение: Марина принимает свою жизнь и благодарна за прожитые моменты.
  6. Шепчет
  7. A — 1, Б — 2, В — 3
  8. В первой строфе настроение светлое, подчёркнутое закатом и ветром. Во второй строфе появляется лёгкая грусть и размышления о времени, осень становится символом уходящего.
  9. Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Если» Редьярда Киплинга. Оно вдохновляет на размышления о будущем, учит стойкости и уверенности в себе, помогая принять жизненные вызовы.