Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку №5 с решением

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку №5 с решением «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по русскому языку 2023. ЕГЭ русский язык.

https://vk.com/ege100ballov   https://vk.com/russian_100

СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА:
ФИО: Ксения Игумнова, Репетитор по русскому языку. Осуществляю подготовку к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по предмету. Сдала ЕГЭ для преподавателей (МЦКО) на экспертный уровень в 2021.
Аккаунт ВК: https://vk.com/ask_philologist

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Конфедерация приступила к созданию своей армии ещё весной 1861 года. За месяц до Самтера, 6 марта 1861 года, президент Джефферсон Дэвис обратился к губернаторам штатов с призывом предоставить в распоряжение правительства 100 000 добровольцев сроком службы на 1 год.
По людским ресурсам Юг уступал Северу примерно в 5 раз. За всю войну в армиях Юга служил 1 миллион жителей. К моменту Первого сражения при Бул-Ране армия Конфедерации насчитывала 100 000 человек, 400 000 в январе 1862 года, после чего её численность неуклонно сокращалась: 230 000 человек к началу 1863, 100 000 к концу 1864 года (против более чем миллиона солдат армии Союза). Большинство историков сходятся на том, <…> численность её никогда не превышала 600 тыс. человек.
К началу Гражданской войны армия конфедератов состояла из инженерного и артиллерийского корпусов, 6 пехотных и 1 кавалерийского полков. Всего за время войны Южные Штаты собрали и снарядили 642 пехотных полка, 137 полков кавалерии и 16 полков артиллерии (272 батареи). Регулярные части в армии Конфедерации были незначительны: 1 артиллерийская батарея, 12 полков кавалерии и 7 полков пехоты.
Армией конфедератов командовали талантливый военачальник генерал Роберт Ли на Востоке (командующий Северовирджинской армией) и, как показал опыт военных действий, менее способные генералы Альберт Сидни Джонстон, Пьер Борегар, Брэкстон Брэгг и Джозеф Джонстон.
(По материалам Интернета)

1. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите этот союз.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СОЗДАНИЕ. Существо, человек. Прелестное создание.
2) ШТbАТ. Постоянный состав всех работающих на данном предприятии, в учреждении. Зачислить в штат.
3) МОМЕНТ. Определенная величина, мера в механике. Момент количества движения. Момент силы.
4) БАТАРЕЯ. Воинское подразделение, состоящее из нескольких артиллерийских орудий или ракетных установок и обслуживающих их огневых взводов; орудия такого подразделения; бойцы такого подразделения. Батарея на левом берегу Волги начала артиллерийскую подготовку.
5) ОПЫТ. Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Опыт новаторов производства. Обмен опытом.

(в порядке возрастания)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (создание, распоряжение, сражение).
2) В тексте преобладают сложноподчинённые предложения, предложения с вводными конструкциями и причастными оборотами.
3) В тесте употребляется разговорная речь, которая выполняет функцию общения.
4) Для текста характерна функция воздействия на читателя через художественные образы, художественное пространство и обращение к читателю.
5) Основной функцией приведенного текста является информирование, знакомство с историческими фактами.

(в порядке возрастания)

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) граждАнство
2) назвАлась
3) новорождЁнный
4) пОдняв
5) прОживший

(в порядке возрастания)

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На ступеньках веранды стоял Джон Уилкс, ВЫСОКИЙ, стройный, седовласый.
Она обнаружила, что не может припомнить ни ЕДИНОГО слова из того, что приготовилась сказать Эшли.
Наконец ДЕЛОВИТАЯ часть города осталась позади, а вдали показались жилые кварталы.
И все же порой, потушив свечу и зарывшись головой в подушки, она тяжело ВЗДЫХАЛА.
Скарлетт чувствовала, как гнев и бессильная ярость шевелятся в ее груди, раздирая её, словно ХИЩНЫЙ зверь.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
И вдруг как молния среди ясного неба — эта ужасная весть: Эшли сделал предложение Мелани!

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОСТРИЧЬСЯ коротко
милые ПУДЕЛИ
по ОБЕИМ сторонам
у СЕМИДЕСЯТИ работников
важные ДИРЕКТОРЫ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
1) Лошади, почувствовав ослабевшие поводья, принялись пощипывать нежную весеннюю траву. 2) При виде этой ноши легкое раздражение, написанного на лице Скарлетт, сменилось выражением воинственного упрямства. 3) Окрыленные своим неожиданным успехом, близнецы не спешили откланяться.
4) От Чарлза летели письма, полные любви, планов на будущее по окончанию войны, стремления совершать подвиги в честь Скарлетт.
5) Я не боюсь ни ран, ни плена, ни даже смерти, если уж таков мой удел.
6) Джералд, ехавший чуть впереди, натянул поводья и показывает Тоби знак остановить коляску у перекрестка.
7) Спускаясь по лестнице, ей послышалось, как слуги выносят из столовой столы и стулья.
8) После каждой словесной дуэли она заявляла Ретту Батлеру, что он невыносим и невоспитанный, не джентльмен.
9) Чувствуя на себе его веселый, откровенно насмешливый взгляд, Скарлетт умолкла.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

(АБВГД)

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) г..ризонт, с..сновый, р..стовщик
2) зам..нировал, пож..мать, д..коративный
3) см..шать, с..няк, зап..кать
4) зав..зать, спл..сать, удес..терить
5) ф..нтастика, п..лемика, ск..листый

(в порядке возрастания)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущенаодна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)бе..дельничать, ра..строиться, ни..падать
2) пр..скорбный, без пр..крас, пр..влекательный
3) об..явление, раз..ём, сверх..яркий
4) от..грать, под..тожим, вз..мать
5) пр..храбрая, пр..колотить, пр..усадебное

(в порядке возрастания)

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущенаодна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) дириж..р, копч..ности
2) горл..нка, милост..вый
3) бесед..вать, опазд..вать
4) гуттаперч..вый, улыбч..вый
5) досух.., сначал..

(в порядке возрастания)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущенаодна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) замеш..нное (тесто), расста..л
2) несдерж..нный, дыш..щий
3) охраня..мый, ненавид..л
4) спе..щий (виноград), ла..щая
5) наден..шь, (он) ход..т

(в порядке возрастания)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Скарлетт нисколько (НЕ)УВЛЕЧЕНА Эшли. Особой нужды в обучении этих парней стрельбе (НЕ)ВОЗНИКАЛО.
(НЕ)ЗАМЕЧАЯ дочери, стоявшей в тени под деревьями, Джералд одобрительно потрепал лошадь по холке и свернул на дорогу.
Его рослые братья были (НЕ)МНОГОСЛОВНЫМИ, мрачноватыми парнями.
Джералд, никогда (НЕ)РАССТАВАВШИЙСЯ с мечтой приобрести собственную плантацию, с интересом слушал рассказ незнакомца.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Она еще надеялась, что КАКИЕ(НИБУДЬ) обстоятельства помешают Мелани уехать, но похвалы отца заставили Скарлетт пойти (НА)ПРОЛОМ.
Этой весной на всех вечерах царила тоска, ПОТОМУ(ЧТО) мальчики разучились говорить о ЧЁМ(ТО) другом.
И только Мамушка не питала особых иллюзий (НА)СЧЁТ своей питомицы и была всегда (НА)ЧЕКУ.
Дела всегда, (ПО)ВИДИМОМУ, можно было бросить ради охот или рыбалки, не проходило недели, ЧТО(БЫ) кто-нибудь не устроил пикника.
Всем уже ДАВНЫМ(ДАВНО) известно, что они должны пожениться, хотя он не ОЧЕНЬ(ТО) к этому рвется.

  (выпишите эти два слова без пробелов)

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Скарлетт в своей спальне, расположе(1)ой напротив материнской, с младенчества привыкла слышать на заре легкий торопливый топот босых ног по деревя(2)ому полу, испуга(3)ые, приглуше(4)ые голоса, сообщавшие о начавшихся родах, или о чьей-то болезни, или смерти, приключившейся в одной из беле(5)ых известкой хижин.

(в порядке возрастания)

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В Таре питались кроликами или опоссумами или зубаткой.
2) Поезда с ранеными прибывали в Атланту один за другим и город пришел в смятение.
3) На бледных щеках Кэйда вспыхнул румянец а Кэтлин опустила длинные ресницы и сжала губы.
4) Каждое утро он с важным видом брал корзинку и отправлялся собирать веточки и щепки на растопку.
5) Глина холодила руку Скарлетт и она снова взглянула на зажатый в пальцах комок.

(в порядке возрастания)

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Тишина (1) царившая в доме (2) невыносимо тяготила Скарлетт (3) слишком живо (4) напоминая ей мертвую тишину (5) опустошенной страны.

(в порядке возрастания)

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Все равно (1) по-моему (2) он ужасная размазня. И (3) к тому же (4) это вовсе не его помолвка будет завтра объявлена, а Эшли с мисс Мелани.

(в порядке возрастания)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
От строгого взгляда голубых глаз Джералда не укрылось (1) как хорошо налажено хозяйство у его соседей (2) и (3) как умело управляются со своими слугами аккуратно причесанные хозяйки дома.

(в порядке возрастания)

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Женщина понимала (1) что подарок в виде атласной ткани для свадебного платья — вещь крайне неприличная в это сложное время (2) но (3) когда Ретт Батлер стал заверять ее (4) что ни одно одеяние на свете недостаточно хорошо для невесты воина-героя (5) она не сумела найти слов для отказа.

(в порядке возрастания)

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Дыхание лета уже чувствовалось в воздухе — первое дуновение зноя, который придет на смену весне, начинавшей мало-помалу сдавать свои позиции. (2) В теплых струях, проникавших из сада в комнату, был разлит бархатистый аромат молодой листвы, цветов и влажной, свежевспаханной земли. (3)За окнами поражало глаз белоснежное буйство нарциссов, распустившихся по обеим сторонам усыпанной гравием подъездной аллеи. (4) Позади них склоняли до земли свои отягощенные золотыми цветами ветви кусты желтого жасмина. (5) Пересмешники и сойки, занятые извечной борьбой за обладание растущей под окном магнолией, затеяли очередную перебранку. (6) Крики соек звучали язвительно и резко, голоса пересмешников — жалобно и певуче.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1) — Нам нужно золото, и я обращаюсь с просьбой о пожертвовании, — продолжал доктор. (2) — Я прошу жертвы, но жертвы ничтожно малой в сравнении с теми, какие приносят наши смельчаки в серых мундирах, даже, я бы сказал, смехотворно малой. (3) Я прошу вас, дамы, пожертвовать вашими драгоценностями. (4) Я прошу? (5) О нет, это просит Конфедерация, это армии Конфедерации нужны ваши драгоценности, и я уверен, что никто из вас не ответит ей отказом. (6) Как красиво сверкают драгоценные камни на прелестных ваших запястьях! (7) Как изумительно хороши золотые броши на корсажах наших патриоток! (8) Но все сокровища Индии померкнут перед ослепительной красотой вашей жертвы! (9) Золото пойдет в плавильню, а драгоценные камни — на продажу, и на вырученные деньги будут куплены лекарства и все необходимое для врачевания. (10) Сейчас двое наших излечившихся от своих ран храбрецов обойдут вас с корзинками в руках и… (11) — Буря аплодисментов и взволнованные восклицания заглушили его слова.
(12) С чувством глубокого облегчения Скарлетт прежде всего подумала о том, что её черный вдовий наряд не позволил ей надеть ни своих любимых золотых серег, ни тяжелой золотой цепи, полученной в подарок от бабушки, ни золотых с эмалью браслетов, ни гранатовой броши. (13) Она смотрела, как лейтенант Пикар с дубовым лукошком в здоровой руке обходит ту часть зала, где находилась она, и как все гостьи на балу — и старые и молодые — весело, торопливо стягивают с рук браслеты, притворно взвизгивают от боли, вынимая серьги из ушей, и помогают друг другу разъять тугие замочки драгоценных колье или открепить от корсажа брошь. (14) Мейбелл Мерриуэзер стягивала с рук парные браслеты, обхватывавшие запястья и руки выше локтей. (15) Фэнни Элсинг, воскликнув: «Мама, позволь мне!», снимала с головы золотую, обсыпанную мелким жемчугом диадему — фамильную драгоценность, передававшуюся из поколения в поколение. (16) И всякий раз, как новое пожертвование падало в лукошко, раздавались восторженные возгласы и аплодисменты.
(17) Ретт Батлер небрежным жестом бросил в корзинку для пожертвований тяжелый золотой портсигар. (18) Военнослужащий поставил лукошко на прилавок, и Скарлетт беспомощно развела руками в знак того, что у нее ничего нет. (19) Она была сконфужена, оказавшись единственной женщиной, которой нечего было пожертвовать. (20) И тут блеск массивного обручального кольца приковал к себе ее взгляд.
(21) На какой-то миг в памяти всплыл образ Чарлза — смутно вспомнилось, какое у него было лицо, когда он надевал кольцо ей на палец. (22) Но воспоминание это тотчас потускнело, разрушенное мгновенно вспыхнувшим чувством раздражения — постоянным спутником всех ее воспоминаний о Чарлзе. (23) Ведь кто, как не он, был повинен в том, что жизнь для нее кончена, что ее называют вдовой, считают старухой.
(24) Она резко рванула кольцо с пальца. (25) Но оно не поддавалось. (26) Лейтенант уже повернулся к Мелани.
(27) — Постойте! — вскричала Скарлетт. — У меня что-то есть для вас. (28) Кольцо наконец соскользнуло с пальца, и женщина, обернувшись, почувствовала на себе взгляд Ретта Батлера. (29) Легкая усмешка тронула его губы. (30) С вызовом отвечая на его взгляд, она бросила кольцо поверх груды драгоценностей в лукошке.
(31) — О, моя дорогая, моя маленькая, мужественная девочка! — прошептала Мелани, сжимая ее руку. (32) Глаза ее сияли гордостью и любовью. (33) — Пожалуйста, обождите, лейтенант Пикар! (34) У меня тоже найдется кое-что для вас!
(35) Она старалась снять обручальное кольцо, с которым не расставалась ни разу с той минуты, как Эшли надел ей это кольцо на палец. (36) Скарлетт лучше других знала, как оно ей дорого. (37) Кольцо снялось с трудом, и на какое-то мгновение она зажала его в своей маленькой ладони. (38) А потом тихонько опустила в корзину. (39) Скарлетт и Мелани, стоя плечом к плечу, глядели вслед удаляющемуся военнослужащему: Скарлетт — вызывающе откинув голову, Мелани — с тоской, более пронзительной, чем слезы.
(40) — Если бы ты не отважилась на это, я без тебя и подавно никогда бы не смогла, — сказала Мелани, обнимая Скарлетт за талию и нежно прижимая к себе. (41) Скарлетт хотелось оттолкнуть ее, но на них смотрел капитан Батлер, и она только кисло улыбнулась в ответ. (42) Это было просто невыносимо — Мелли всегда все понимает шиворот-навыворот! (43) Впрочем, пожалуй, было бы хуже, умей она читать ее истинные мысли.
(44) — Какой прекрасный жест, — негромко произнес капитан Батлер. (45) — Такие жертвы вливают мужество в сердца наших храбрых воинов в серых мундирах… (По М.Митчелл) * Маргарет Митчелл (1900-1949) – американская писательница

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Всех присутствующих на балу дам призвали пожертвовать своими драгоценностями, чтобы на вырученные деньги купить медикаменты для армии Конфедерации.
2) Скарлетт была одета в ярко-красное платье.
3) Скарлетт рассталась с обручальным кольцом с большим сожалением, потому что оно было дорого ей, как память о покойном супруге.
4) Капитан Батлер одобрительно кивнул головой, когда у Скарлетт получилось снять кольцо с пальца и бросить его в корзину.
5) Мелани решила пожертвовать своим кольцом вслед за Скарлетт, посчитав поступок вдовы Чарлза мужественным и благородным.

(в порядке возрастания)

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 2-5 представлено описание.
2) В предложениях 13-15 представлено повествование.
3) В предложении 17-19 представлено описание.
4) В предложениях 21-23 представлено рассуждение.
5) Содержание предложения 38 противопоставлено содержанию предложения 37.

(в порядке возрастания)

24. Из предложений 31-33 выпишите синоним к слову «смелый, отважный».

(выпишите эти два слова без пробелов)

(…НАЯ)

или

(…НЫЙ)

25. Среди предложений 17-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(в порядке возрастания)

26. Роман М. Митчелл «Унесенные ветром» оказался по-своему самым значительным отражением эпохи Гражданской войны в США.
Сцена бала в самом начале войны показывает, что южане ещё не поняли всю серьезность сложившейся в стране ситуации. Дамы блистают в своих лучших нарядах и драгоценностях, когда армии Конфедерации не хватает средств на самое необходимое – медикаменты. Призыв помочь южанам автор передает через приём (А)________ (предложения 2-3,6-7). Мы видим через тропы (Б) ________ («взволнованные восклицания» предложение 11, «восторженные возгласы» предложение 16) отношение светского общества к сбору пожертвований. Истинные чувства Скарлетт О’Хара, лишившейся нелюбимого супруга в самом начале замужества, передаёт троп: (В) ________ «блеск кольца приковал к себе ее взгляд» — предложение 20, «воспоминание это тотчас потускнело» — предложение 22). Читатель не может не восхититься поступком Мелани, который особо подчеркивает ещё один троп: (Г) __________ («с тоской, более пронзительной, чем слезы» — предложение 39)
Список терминов:
1) анафора
2) эпитет
3) вводные слова и конструкции
4) восклицательные предложения
5) эпифора
6) метафора
7) фразеологизмы
8) сравнение
9) парцелляция

(АБВГ)

Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста(избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Скачать вариант

Смотрите также:

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку №4 с решением

Добавить комментарий