Жила в давние времена одна женщина. И было у неё три дочери. Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей.
А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одинокой. Вот прошёл год, другой, третий. И случилось так, что заболела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу неподалёку:
– Белка, белка, позови ко мне моих дочерей!
Белка сразу же побежала выполнять просьбу. Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.
– Ой, сказала старшая дочь, выслушав белку. Я сразу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить.
А она и вправду тазы чистила.
– Ах так, – рассердилась белка, тогда и не расставайся вовек со своими тазами!
Только сказала вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху. А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рассказала ей печальную весть о матери.
– Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доделать.
А она и вправду холст ткала.
– Ах так, – рассердилась белка, ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!
Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась. А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела, побежала к ней.
– Доброе у тебя сердце, – сказала белка. Так пусть же и люди к тебе добрыми всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твоё никогда не забудут. Так оно и стало.
Татарская народная сказка «Три дочери»
1. Выразительно почитай текст.
Критерии оценивания выразительного чтения вслух | Баллы | ||
Интонация
Ч1 |
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста | 1 | |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста | 0 | ||
Темп чтения
Ч2 |
Темп чтения соответствует возрасту учащихся и коммуникативной задаче |
1 | |
Темп чтения не соответствует возрасту учащихся и коммуникативной задаче |
0 | ||
Грамотность речи
Ч3 |
Допущено менее трёх орфоэпических ошибок и/или присутствует менее трёх случаев искажения слов | 1 | |
Допущено более трёх орфоэпических ошибок и/или присутствует более трёх случаев искажения слов | 0 | ||
Максимальное количество баллов за всё задание | 3 | ||
2. Составь план текста.
Примерный ответ:
План.
1) Болезнь матери.
2) Бессердечие старшей дочери.
3) Бессердечие средней дочери.
4) Доброта и любовь младшей дочери.
Критерии оценивания составления плана текста | Баллы |
Верно переданы микротемы текста и их последовательность | 2 |
Есть отдельные нарушения (добавлена одна лишняя микротема, или упущена одна из микротем) | 1 |
Не соблюдена последовательность микротем, и/или упущены или добавлены две и более микротемы | 0 |
3. Прочитай сказку по ролям.
|
4. Перескажи текст сжато.
|
5. Устно дай ответы на вопросы.
1) Как повели себя дочери по отношению к матери?
2) Чему учит эта сказка?
Примерный ответ:
1) Старшая и средняя дочери бессердечно отнеслись к больной матери. Они предпочли хозяйственные дела, не побежали на помощь маме. Только младшая сестра бросила все дела, мать для неё важнее всего.
2) Эта сказка учит уважению и любви к матери.
Дан полный точный ответ на вопрос | 1 |
Не дан ответ на вопрос, или дан неполный и/или неточный ответ на вопрос | 0 |