Тренировочный вариант №1 ВПР 2021 по русскому языку 6 класс.

Тренировочный вариант №1 ВПР 2021 по русскому языку 6 класс. Всероссийская проверочная работа 2021 по русскому языку 6 класс варианты

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Д..р..венский сад (н..)кто (не)охр..нял жил он вольно. Ч..рная от д..ждей и врем..ни
деревя(н,нн)ая(2) ограда обруш..лась и ежевика пр..чудливо опл..ла её. (З/С)десь
бе(з/с)конеч..но что(то) шурш..т и этот стра(н,нн)ый ш..рох наводит(3) страх даже на мес..ных котов. (Не)которые яблони в саду п..гибли от м..розов или от старост.. . А ж..вые яблони (К/к)атя знала и всегда называла по им..ни.
В саду подр..стали (не)большие яблон..ки. Плодов (на)них ещё (не)было. А вот на больш.. д..ревьях яблоки были. Их (не)смелый и дик..ватый румян..ц отсвеч..вал зел..нью.
Девоч..ка попроб..вала одно яблоко сморщ..лась от горечи и выброс..ла его в траву. На одну
из яблонь опустилась стая (светло)грудых др..здов. Дер..во пело что(то) и щ..бетало.(4)

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв
и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Газопровод, звонят, кухонный, повторит.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
От нашего дома до Цветного бульвара мы доехали за пятнадцать минут.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите
правильный вариант формы слова (слов).
1) трое женщин
2) строжайший запрет
3) килограмм мандаринов
4) около трёхста экземпляров

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Боль в ноге была неприятная и резкая.
2) Радостны и веселы ребята на празднике.
3) Мой дедушка мастер на все руки.
4) До краёв налилось влагой озеро в лесной чаще.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Тёма лёг и сразу же заснул и ему приснился приятный сон.
2) Тёма быстро вскочил со стула и неловко улыбнулся.
3) Долго Тёма отыскивал глазами полоску лиственного леса среди неподвижного лесного
моря.
4) Приходи Артём сегодня вечером к нам в гости.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

Текст 2

(1)В России взрослых людей принято называть по имени и отчеству. (2)Слова «отчество» и «отечество» созвучны, похожи. (3)Это не простое совпадение. (4)Слово «отчество» указывает на твоего предка, а «отечество» означает страну предков, то есть отцов. (5)Это родственные слова. (6)Даже чувства они вызывают в наших душах одни и те же: уважение и любовь. (7)В старину тех, кто не любил своей Родины и не помнил предков, считали некультурными и даже подозрительными людьми.
(8)Отчество, то есть имя отца, добавленное к собственному имени, возникло очень давно, ещё в десятом веке. (9)Звучали тогда отчества примерно так: «Иван, сын Петров», «Фёдор, сын Лукин». (10)Но подобные имена считали полуотчествами – так называли незнатных, простых людей. (11)Позднее из сокращённого варианта полуотчеств появились фамилии – Петров, Лукин и множество других.
(12)А привычные для нас отчества: Степанович, Андреевич, Фёдорович – в старину могли получить только знатные люди Московской Руси. (13)Такое отчество было сродни титулу или знаку величия. (14)Его носили князья, аристократы, потомственные дворяне или церковнослужители. (15)Не зря в древности спрашивали: «Как вас звать-величать?»
(16)Например, великого князя величали не только по отцу: к его имени прибавляли имена
деда, прадеда и прапрадеда. (17)Полное имя киевского князя Владимира тогда звучало так:
«Князь Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава…» (18)С пятнадцатого века возникла традиция награждения отчествами обычных людей – в качестве награды за верную службу или особые заслуги. (19)Человека,
не отличившегося такими достижениями, до старости все звали только по имени.

(По книге «Моя семья»)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Почему с пятнадцатого века некоторых незнатных людей Московской Руси начали величать по отчеству?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «обычный» («обычных») из
предложения 18. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово
употреблялось бы в другом значении.

13. Определите стилистическую окраску слова «величать» из предложения 16, запишите.
Подберите и запишите синоним к этому слову.

14. Объясните и запишите значение фразеологизма медведь на ухо наступил. Используя не
менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого
фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

ОТВЕТЫ

1. Деревенский сад никто не охранял, жил он вольно. Чёрная от дождей и времени деревянная(2) ограда обрушилась, и ежевика причудливо оплела её. Здесь бесконечно что-то шуршит, и этот странный шорох наводит(3) страх даже на местных котов. Некоторые
яблони в саду погибли от морозов или от старости. А живые яблони Катя знала и всегда называла по имени.
В саду подрастали небольшие яблоньки. Плодов на них ещё не было. А вот на больших деревьях яблоки были. Их несмелый и диковатый румянец отсвечивал зеленью. Девочка попробовала одно яблоко, сморщилась от горечи и выбросила его в траву. На одну из
яблонь опустилась стая светлогрудых дроздов. Дерево пело что-то и щебетало.(4)

(По С. Романовскому)

2. деревянная(2)

наводит(3)
1. Наводит (что делает?) – глагол, н. ф. – наводить.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., переходн., II спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр.,
3-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Дерево пело что-то и щебетало.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое,
с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: дерево (подлежащее, выражено именем существительным) пело (и)
щебетало (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (пело) что-то – дополнение, выражено местоимением.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: вольно;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове,
например: в слове 6 букв и 5 звуков, так как буква ь не обозначает звука.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть
представлено в иной формулировке

4. Газопровóд, звоня́т, кýхонный, повторúт

5. предл. мест.    сущ.  предл.  прил.          сущ.          мест.     глаг.   предл.     числит.      сущ.
   От нашего дома до Цветного бульвара мы доехали за пятнадцать минут.
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите
правильный вариант формы слова (слов).
1) трое женщин
2) строжайший запрет
3) килограмм мандаринов
4) около трёхста экземпляров

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Мой дедушка – мастер на все руки;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем
существительным в им. п.
ИЛИ
сущ., им. п. сущ., им. п.
Мой дедушка − мастер на все руки.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

8. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Приходи, Артём, сегодня вечером к нам в гости;
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

9. Основная мысль текста.
Традиция называть взрослых людей по имени и отчеству связана с проявлением
уважения и любви к своим предкам и имеет в нашей стране давнюю историю –
с десятого века.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу
формулировке

10. Примерный план.
1. Слова «отчество» и «отечество» родственные.
2. Полуотчествами называли простых людей. / Возникновение фамилий и полуотчеств.
3. Отчество в Московской Руси – признак знатности человека или его особых заслуг.

11. Ответ может быть сформулирован так:
Незнатных людей могли наградить отчеством за верную службу или особые заслуги.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

12. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
обычный – простой, незнатный.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или
иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть
сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное
многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: День сегодня был обычный, с привычным распорядком дня.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово
употреблено в иных значениях

13. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: величать – устар. (возможно: книжное);
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: величать – звать, называть.
Может быть подобран другой синоним

14. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма: медведь на ухо наступил – абсолютное отсутствие музыкального слуха;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например: Мой старший брат очень любит петь, несмотря на то что у него нет слуха. Когда он поёт дома, мы долго терпим, но потом кто-нибудь из домашних не выдерживает и с сожалением замечает, что мальчику медведь на ухо наступил.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно
употребление указанного фразеологизма

Добавить комментарий