Тренировочный вариант №1 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс

Тренировочный вариант №1 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс

Инструкция

  • Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
  • На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
  • Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
  • Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
  • Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.

Часть 1

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

Текст 1

Весь день небо было закрыто тяжёлыми серыми тучами. В воздухе стояла влажность, и, казалось, что вот-вот разразится гроза. Николай шел по опустевшей аллее сада, вспоминая детство. Этот сад всегда был для него символом счастья. И вот теперь, стоя среди этих деревьев, он осознавал, как быстро течёт время. Вдруг раздался раскат грома, и сильный ветер взметнул листву. Николай поднял голову и увидел, как с ветки упала капля дождя. В этот момент ему стало ясно, что прошлое осталось позади, но впереди его ждет что-то новое.

Вопросы к тексту 1

1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________

2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________

3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________

4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________

5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Николаю в конце текста?»

  1. Введение: ___________________________________________________________
  2. Основная часть:
    • Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
    • Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
    • Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
  3. Заключение: ___________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.

Текст 2


Огромные розы в вечерней дали
Склоняются тихо над зыбью земли.
И шёпот, и ветер, и запах травы,
И звёзды, и лунный покой синевы.

А ночь расплескалась в прохладной реке,
И в нежной волне отразилась тоске.
И в каждом движенье есть лёгкость, покой,
И мысли сливаются в музыку той.


Вопросы к тексту 2

6. Выпишите из текста слово, означающее: «тихий звук, возникающий от движения воздуха».
Ответ: _____________________________

7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.

Примеры из текста Средства выразительности
A) Огромные розы в вечерней дали 1) эпитет
Б) И мысли сливаются в музыку той 2) метафора
В) И звёзды, и лунный покой… 3) анафора

Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____

8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________

9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу в минуты одиночества? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________


Ответы

  1. Реализм
  2. Рассказ
  3. Пейзаж
  4. Внутренний монолог
  5. Возможный тезисный план:
    • Введение: Николай осознаёт, что время течёт неумолимо.
    • Основная часть:
      • Главная идея: Герой переосмысляет свою жизнь и открывается новым возможностям.
      • Обоснование: Влияние природы и воспоминаний на осознание героя.
      • Иллюстрация: Образ дождя как символ нового начала.
    • Заключение: Николай принимает неизбежность перемен.
  6. Шёпот
  7. A — 1, Б — 2, В — 3
  8. В первой строфе настроение спокойное и созерцательное. Во второй строфе появляется оттенок грусти и лёгкой тоски. В третьей строфе настроение достигает апогея эмоциональности, отражая душевное движение героя.
  9. Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Если…» Редьярда Киплинга. Оно вдохновляет и учит стойкости, помогая справляться с трудностями. Это произведение мотивирует не сдаваться, сохранять достоинство и действовать решительно в любых обстоятельствах.