Тренировочный вариант №1 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс
Инструкция
- Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
- На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
- Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
- Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
- Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.
Часть 1
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.
Текст 1
Весь день небо было закрыто тяжёлыми серыми тучами. В воздухе стояла влажность, и, казалось, что вот-вот разразится гроза. Николай шел по опустевшей аллее сада, вспоминая детство. Этот сад всегда был для него символом счастья. И вот теперь, стоя среди этих деревьев, он осознавал, как быстро течёт время. Вдруг раздался раскат грома, и сильный ветер взметнул листву. Николай поднял голову и увидел, как с ветки упала капля дождя. В этот момент ему стало ясно, что прошлое осталось позади, но впереди его ждет что-то новое.
Вопросы к тексту 1
1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________
2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________
3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________
4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________
5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Николаю в конце текста?»
- Введение: ___________________________________________________________
- Основная часть:
- Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
- Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
- Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
- Заключение: ___________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.
Текст 2
Огромные розы в вечерней дали
Склоняются тихо над зыбью земли.
И шёпот, и ветер, и запах травы,
И звёзды, и лунный покой синевы.
А ночь расплескалась в прохладной реке,
И в нежной волне отразилась тоске.
И в каждом движенье есть лёгкость, покой,
И мысли сливаются в музыку той.
Вопросы к тексту 2
6. Выпишите из текста слово, означающее: «тихий звук, возникающий от движения воздуха».
Ответ: _____________________________
7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.
Примеры из текста | Средства выразительности |
---|---|
A) Огромные розы в вечерней дали | 1) эпитет |
Б) И мысли сливаются в музыку той | 2) метафора |
В) И звёзды, и лунный покой… | 3) анафора |
Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____
8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________
9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу в минуты одиночества? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________
Ответы
- Реализм
- Рассказ
- Пейзаж
- Внутренний монолог
- Возможный тезисный план:
- Введение: Николай осознаёт, что время течёт неумолимо.
- Основная часть:
- Главная идея: Герой переосмысляет свою жизнь и открывается новым возможностям.
- Обоснование: Влияние природы и воспоминаний на осознание героя.
- Иллюстрация: Образ дождя как символ нового начала.
- Заключение: Николай принимает неизбежность перемен.
- Шёпот
- A — 1, Б — 2, В — 3
- В первой строфе настроение спокойное и созерцательное. Во второй строфе появляется оттенок грусти и лёгкой тоски. В третьей строфе настроение достигает апогея эмоциональности, отражая душевное движение героя.
- Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Если…» Редьярда Киплинга. Оно вдохновляет и учит стойкости, помогая справляться с трудностями. Это произведение мотивирует не сдаваться, сохранять достоинство и действовать решительно в любых обстоятельствах.