Тренировочный вариант №10 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс

Тренировочный вариант №10 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс

Инструкция

  • Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
  • На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
  • Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
  • Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
  • Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.

Часть 1

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

Текст 1

Закатное солнце окрашивало небо в багряные оттенки. Антон шёл по берегу реки, слушая плеск воды. В детстве он мечтал о путешествиях в дальние страны, но сейчас понял, что самое ценное – это место, где он вырос. Воспоминания о родном доме, голосах близких, тихих вечерах – всё это наполняло его сердце теплотой. Он остановился, вдохнул свежий воздух и улыбнулся: прошлое всегда с ним, и оно делает его сильнее.

Вопросы к тексту 1

1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________

2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________

3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________

4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________

5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Антону в конце текста?»

  1. Введение: ___________________________________________________________
  2. Основная часть:
    • Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
    • Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
    • Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
  3. Заключение: ___________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.

Текст 2


Солнце тонет в волнах алых,
Ветер шепчет у реки.
Небо в золоте играет,
Светит искрами зари.

Лист осенний тихо кружит,
Опадает в тихий пруд.
Время медленно струится,
Отражая жизни путь.


Вопросы к тексту 2

6. Выпишите из текста слово, означающее: «движение по кругу в воздухе».
Ответ: _____________________________

7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.

Примеры из текста Средства выразительности
A) Солнце тонет в волнах алых 1) метафора
Б) Ветер шепчет у реки 2) олицетворение
В) Небо в золоте играет 3) эпитет

Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____

8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________

9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу, который задумывается о времени и его течении? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________


Ответы

  1. Реализм
  2. Рассказ
  3. Пейзаж
  4. Внутренний монолог
  5. Возможный тезисный план:
    • Введение: Антон осознаёт ценность своего прошлого.
    • Основная часть:
      • Главная идея: Родные места остаются в сердце человека.
      • Обоснование: Человек может мечтать о путешествиях, но его личность формируется в родных местах.
      • Иллюстрация: Закат и плеск воды подчёркивают его размышления.
    • Заключение: Антон принимает своё прошлое и понимает, что оно помогает ему двигаться вперёд.
  6. Кружит
  7. A — 1, Б — 2, В — 3
  8. В первой строфе настроение живописное, оно подчёркивает красоту заката. Во второй строфе появляется мотив времени, лист кружится, подчёркивая неизбежность перемен и течение жизни.
  9. Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Мгновения» Роберта Рождественского. Оно учит ценить каждую секунду жизни, напоминая, что время не остановить, но можно наполнить его смыслом.