Тренировочный вариант №3 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс.

Тренировочный вариант №3 ВПР 2021 по русскому языку 5 класс. Всероссийская проверочная работа 2021 по русскому языку 5 класс варианты.

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Девоч..ки вышли на в..ршину(2) х..лма, с которого открывался уд..вительный ви(д/т).
У их ног нач..налась ст..клянная лес..ница. Она уход..т д..леко вни(з/с) а там ра(з/с)кинулся город.(1) Он весь из разн..цветного ст..кла. Его бе(з/с)численные башни и шпили отр..жа..т со..нце сл..пят глаза.
Оля и Яло начали спускат..ся по лес..ниц.. .
Перед девоч..ками ра(с,сс)т..лалась площ..дь, которую окружали дома из ж..лтого красного син..го зелёного ст..кла. Кр..сивые дамы в ш..лковых плат..ях и кавалеры гуляли вокруг ф..нтана, из которого взл..тали прозрач..ные струи. Падая на землю, они ра(з/с)б..вались на миллионы сверкающих осколков. Приятная пр..хлада слабо веяла от ф..нтана.(4)
Всё искрилось в солнеч..н..м(3) свет.. .

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Банты, красивее, позвонит, каталог.

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
На малой Родине знаменитого писателя мы посетили его дом.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Ивана сказал что не смог выполнить это задание
2) Иван опустил глаза и тихо проговорил Я не готов сегодня к уроку
3) Почему же ты не предупредил учителя заранее Иван
4) По мнению учителя задание было несложным

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы
сделали свой выбор.
1) Коля любит лепить динозавров из пластилина.
2) Возьми-ка из шкафа новую пачку пластилина и фартук!
3) Сначала девочки выполните конкурсное задание.
4) В музыкальной школе мы поём и играем на музыкальных инструментах.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания
внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой
выбор.
1) Тайга дышала теплом и доносила запах смолы до посёлка.
2) Полосы света проникали в гущу трав и берега вспыхивали яркими красками.
3) Мы отдыхали в густых зарослях осин и дышали прелым запахом травы.
4) Ослепительный луч солнца осветил опушку и задержался на верхушке старой ели.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

Текст 2

(1)Жила девочка Настя со своей мамой. (2)Однажды Насте подарили в горшочке цветок.
(3)Она принесла его домой и поставила на окно.
– (4)Фу, какой гадкий цветок! – сказала мама. – (5)Листья у него похожи на языки, да
ещё с колючками. (6)Наверное, ядовитый. (7)Я его и поливать не стану.
(8) Настя ответила:
– (9)Я сама буду поливать. (10)Может быть, у него цветы будут красивые.
(11)Цветок вырос большой-большой, а цвести и не думал.
(12)Его надо выбросить, – говорила мама, – от него ни красы, ни радости.
(13)Когда девочка заболела, она очень боялась, что мама выбросит цветок или не будет
поливать его, и он засохнет.
(14)Мама позвала к Насте врача и попросила:
– (15)Посмотрите, доктор, у меня девочка всё хворает и вот совсем слегла.
(16)Доктор осмотрел Настю и сказал:
– (17)Если б вы достали листья одного растения… (18)Они как будто надутые и с
шипами.
– (19)Мамочка! – обрадовалась Настя. – (20)Это же мой цветок! (21)Вот он!
– (22)А я его выбросить хотела, – вздохнула мама.
(23)Она стала давать дочери отвар из этих листьев, и скоро девочка встала с постели.
– (24)Вот, – сказала Настя, – я его берегла, мой цветочек, и он меня сберёг.

(По Б. Житкову)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

9. Какой факт свидетельствует о том, что маме Насти не понравился цветок? Запишите ответ.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−3 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 11−13 найдите слово со значением «веселье, чувство удовольствия,
удовлетворения». Выпишите это слово.

12. В предложениях 4–6 найдите антоним к слову «целебный» и выпишите его.

ОТВЕТЫ

1. Девочки вышли на вершину(2) холма, с которого открывался удивительный вид.
У их ног начиналась стеклянная лестница. Она уходит далеко вниз, а там раскинулся город(1). Он весь из разноцветного стекла. Его бесчисленные башни и шпили отражают солнце, слепят глаза.
Оля и Яло начали спускаться по лестнице.
Перед девочками расстилалась площадь, которую окружали дома из жёлтого, красного, синего, зелёного стекла. Красивые дамы в шёлковых платьях и кавалеры гуляли вокруг фонтана, из которого взлетали прозрачные струи. Падая на землю, они разбивались на миллионы сверкающих осколков. Приятная прохлада слабо веяла от фонтана.(4)

Всё искрилось в солнечном(3) свете.

(По В. Губареву)

2.

город(1)
г – [г] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [о́
] – гласный, ударный
р – [р] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [а] – гласный, безударный
д – [т] – согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 5 звуков, 2 слога

(в) солнечном(3) (свете)
1) (в) солнечном (свете) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в свете
(каком?) солнечном;
2) начальная форма – солнечный; в единственном числе, в мужском роде, в предложном
падеже;
3) в предложении является определением.

Приятная прохлада слабо веяла от фонтана.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: прохлада (подлежащее) веяла (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (прохлада) приятная – определение; (веяла) от
фонтана – обстоятельство (возможно: дополнение); (веяла) слабо – обстоятельство.

3Банты, красивее, позвонит, каталог.

4. 1) Обозначение частей речи в предложении:
предл. прил. сущ.          прил.              сущ.      мест. г  лаг.     мест.   сущ.
На малой Родине знаменитого писателя мы посетили его дом;
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: союз, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Иван опустил глаза и тихо проговорил: «Я не готов сегодня к уроку»;
2) составление схемы предложения: А: «П».

6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Сначала, девочки, выполните конкурсное задание;
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Полосы света проникали в гущу трав, и берега вспыхивали яркими красками;
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное
предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

8. Основная мысль текста.
Настя берегла цветок, и он её сберёг.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу
формулировке

9. Ответ может быть сформулирован так:
Маме Насти цветок показался гадким, ядовитым, она отказалась его поливать.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

10. повествование

11. радости; радость

12. ядовитый

Добавить комментарий