Тренировочный вариант №3 ВПР 2021 по русскому языку 6 класс.

Тренировочный вариант №3 ВПР 2021 по русскому языку 6 класс. Всероссийская проверочная работа 2021 по русскому языку 6 класс варианты

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

До пр(е/и)хода февраля почти (не)шумит со(н,нн)ый лес. Под к..сыми лучами со..нца
снег подтаива..т(3) и тут же на м..розе пр..враща..т..ся в лёд. Обр..зуют..ся прозрач..ные,
словно стекля(н,нн)ые, пл..стинки. Соск..льзнёт с ветк.. одна пл..стинка и в падени.. увл..чёт
за собой другую. Вдвоём они соб..ют ещё (не)сколько и раздаёт..ся в соснах тихий хрустальный(2) звон, зам..рающий вдали.
Но однажды ледя(н,нн)ой звон пр..вращает..ся в (не)тор..пливый перезвон птич..их
г..л..сов. Затенькали заверещали хл..п..тливые синиц.. .(4) С м..кушки пр..д..рожной сосны звонко п..ёт овсянка. За долг..ю зиму у неё и(з/с)крошились кон..чики пер..ев и тогда на гру(д/т)ке открылась (ярко)лимо(н,нн)ая ж..лтизна. Получилось это н..рядное плат..е лучше нового. В лес вернулись х..зяева и своими к..л..кольчиками об..явили о скор..м начал.. певческого сезона.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и
звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Звонят, начал (петь), спокойнее, добыча.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Ещё две недели птицы будут докармливать и оберегать своих птенцов.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите
правильный вариант формы слова (слов).
1) четверо друзей
2) вкусная салями
3) дерево более моложе
4) двухстами домами

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри
предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Солнце нежно коснулось тихой воды у берега.
2) Императорский пингвин чемпион по нырянию среди пингвинов.
3) Плоды этого дерева довольно крупные и сладкие.
4) В любое время суток этот зверь активен и силён.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Подземные ручьи и реки растворяют горные породы.
2) Каждый из вас дорогие друзья может сам продолжить это увлекательное путешествие.
3) Говорила она легко и слова её звучали убедительно.
4) Щенок был ещё довольно слаб но уже свободно бегал по всему дому.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

Текст 2

(1)Издавна на весёлых ярмарках в старинном селе Хохлома торговали нарядной,
красочной деревянной посудой. (2)Это не обыкновенные миски да ложки, ковши-братины да
чаши, а золотые, и нарисованы на них тра́вы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные
рыбы. (3)Такую удивительную посуду и на царский стол поставить незазорно. (4)Но не для
царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. (5)Хозяйка выставляла её для дорогих гостей: пусть и не богатое в ней будет угощение, но от всей души.
(6)А сделать настоящую «золотую хохлому» совсем не просто. (7)Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу, потом долго сушит её и покрывает тонким слоем глины: похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. (8)А золота для «золотой
хохломы» и не требуется! (9)Этот секрет знали ещё иконописцы Древней Руси. (10)Вместо
дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком, и чаша блестит,
будто серебряная. (11)Художник мягкой кистью рисует на ней затейливый орнамент.
(12)Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь – не кашу варить, а для просушки, для
«закалки».
(13)И вот в печи происходит чудо: деревянная расписная чаша под воздействием температуры становится золотой, с красочным рисунком. (14)Лак приобретает желтоватый
оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой. (15)Тут и алые гроздья
рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев, и главное – мерцающий
золотой фон. (16)Не боится хохлома ни жары, ни стужи: всё так же свежо и ярко будут сиять
её краски, не потускнеет «золото», потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
(По А.Е. Клиентову)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Для кого, по мнению автора текста, старинные мастера создавали посуду с хохломской
росписью?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «дорогие» («дорогих») из предложения 5.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось
бы в другом значении.

13. Определите стилистическую окраску слова «стужа» («стужи») из предложения 16, запишите.
Подберите и запишите синоним к этому слову.

14. Объясните и запишите значение фразеологизма стоять на своём. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого
фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

ОТВЕТЫ

1. До прихода февраля почти не шумит сонный лес. Под косыми лучами солнца снег подтаивает(3) и тут же на морозе превращается в лёд. Образуются прозрачные, словно стеклянные, пластинки. Соскользнёт с ветки одна пластинка и в падении увлечёт за собой
другую. Вдвоём они собьют ещё несколько, и раздаётся в соснах тихий хрустальный(2) звон, замирающий вдали. Но однажды ледяной звон превращается в неторопливый перезвон
птичьих голосов. Затенькали, заверещали хлопотливые синицы.(4)
С макушки придорожной сосны звонко поёт овсянка. За долгую зиму у неё искрошились кончики перьев, и тогда на грудке открылась ярко-лимонная желтизна. Получилось это нарядное платье лучше нового. В лес вернулись хозяева и своими колокольчиками объявили о скором начале певческого сезона.

(По Л. Семаго)

2.

 подтаивает(3)
1. Подтаивает (что делает?) – глагол, н. ф. – подтаивать.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр.,
3-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Затенькали, заверещали хлопотливые синицы.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое,
с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: синицы (подлежащее, выражено именем существительным)
затенькали, заверещали (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (синицы) хлопотливые – определение, выражено
именем прилагательным.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: поёт;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове,
например: в слове 4 буквы и 5 звуков, так как буква ё обозначает два звука после
гласного – [й’] и [о].
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть
представлено в иной формулировке

4. Звоня́т, на́чал (петь), споко́йнее, добы́ча

5. нареч. числ. сущ.      сущ.     глаг.       глаг.           союз    глаг.       мест.      сущ.
Ещё две недели птицы будут докармливать и оберегать своих птенцов.
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении
приравнивается к ошибке

6. Дерево более молодое, двумястами домами.
ИЛИ Дерево моложе, двумястами домами

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Императорский пингвин – чемпион по нырянию среди пингвинов;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
ИЛИ сущ., им. п. сущ., им. п.
Императорский пингвинчемпион по нырянию среди пингвинов.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

8. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: Каждый из вас, дорогие друзья, может сам продолжить это увлекательное путешествие;
2) обоснование выбора предложения: Это предложение с обращением. ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе

9. Основная мысль текста.
Секрет «золота» хохломы – алюминиевое или оловянное покрытие, которое в печи приобретает золотой цвет. / Золотые руки мастеров – секрет деревянной посуды из Хохломы.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу
формулировке

10. Примерный план.
1. Посуда с хохломской росписью в крестьянском быту.
2. Мастерство изготовления хохломской чаши.
3. Секрет «золота» хохломы.

11. Ответ может быть сформулирован так:
Посуда с хохломской росписью украшала крестьянские праздники и свадьбы.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

12. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
дорогие – милые, любимые, любезные.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или
иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное
многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа: Соседи купили дорогую мебель в гостиную.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово
употреблено в иных значениях

13. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: стужа – разговорное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: стужа – мороз, холод.
Может быть подобран другой синоним

14. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма: стоять на своём – последовательно отстаивать свою точку зрения; придерживаться каких-либо взглядов, упорно отстаивать их; упорствовать в
чём-либо;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Когда мы с младшей сестрёнкой остались дома одни, она попросила меня
открыть банку с джемом, которую мама берегла для гостей. Я возмутилась, но
она стояла на своём.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно
употребление указанного фразеологизма

Добавить комментарий