Тренировочный вариант №6 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс

Тренировочный вариант №6 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс

Инструкция

  • Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
  • На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
  • Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
  • Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
  • Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.

Часть 1

Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.

Текст 1

Полуденное солнце заливало улицы мягким светом. Алексей стоял у окна, наблюдая за движением теней на стенах домов. Он вспомнил, как в детстве бегал по этим улицам, строил воздушные замки и мечтал о будущем. Теперь он осознавал, что важнее не мечты, а умение ценить каждый день. Время неумолимо, но настоящее всегда принадлежит ему. Алексей улыбнулся: впереди его ждало ещё много открытий.

Вопросы к тексту 1

1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________

2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________

3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________

4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________

5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Алексею в конце текста?»

  1. Введение: ___________________________________________________________
  2. Основная часть:
    • Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
    • Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
    • Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
  3. Заключение: ___________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.

Текст 2


Сквозь листву играет солнце,
Тихий свет струится в сад.
И сквозь ветер, лёгкий, звонкий,
Раздаются звуки лад.

Всё затихло в час полудня,
Только листья шелестят.
В этой тишине безмятежной
Сердце радости звучит.


Вопросы к тексту 2

6. Выпишите из текста слово, означающее: «приятный, гармоничный звук».
Ответ: _____________________________

7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.

Примеры из текста Средства выразительности
A) Сквозь листву играет солнце 1) метафора
Б) Раздаются звуки лад 2) эпитет
В) Листья шелестят 3) олицетворение

Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____

8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________

9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу для радостного настроения? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________


Ответы

  1. Реализм
  2. Рассказ
  3. Пейзаж
  4. Внутренний монолог
  5. Возможный тезисный план:
    • Введение: Алексей осознаёт ценность настоящего.
    • Основная часть:
      • Главная идея: Важно не только мечтать, но и жить настоящим.
      • Обоснование: Осознание героя приходит через воспоминания.
      • Иллюстрация: Образ солнца как символа времени и осознания.
    • Заключение: Алексей принимает настоящее и радуется жизни.
  6. Лад
  7. A — 1, Б — 2, В — 3
  8. В первой строфе настроение лёгкое, подчёркнутое солнечными лучами и звуками сада. Во второй строфе появляется ощущение тишины и умиротворённости, создавая впечатление гармонии и радости.
  9. Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!» Фёдора Тютчева. Оно передаёт радость от пробуждения природы, вдохновляет и наполняет душу светлыми чувствами.