Тренировочный вариант №6 ВПР 2025 по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс. ВПР 2025 ЛИТЕРАТУРА 10 класс Тренировочные варианты. Всероссийская проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 2025 10 класс
Инструкция
- Работа состоит из двух частей и включает 9 заданий.
- На выполнение работы отводится два урока (не более 45 минут каждый).
- Запрещено пользоваться учебниками, тетрадями, справочниками и словарями.
- Разрешается использовать черновик, но записи в нём не проверяются.
- Отвечайте на все вопросы разборчиво в отведённых местах.
Часть 1
Прочитайте текст 1 и выполните задания 1–5.
Текст 1
Полуденное солнце заливало улицы мягким светом. Алексей стоял у окна, наблюдая за движением теней на стенах домов. Он вспомнил, как в детстве бегал по этим улицам, строил воздушные замки и мечтал о будущем. Теперь он осознавал, что важнее не мечты, а умение ценить каждый день. Время неумолимо, но настоящее всегда принадлежит ему. Алексей улыбнулся: впереди его ждало ещё много открытий.
Вопросы к тексту 1
1. Укажите литературное направление, к которому можно отнести данный текст.
Ответ: _____________________________
2. Определите жанр данного произведения.
Ответ: _____________________________
3. Как называется описание природы, передающее настроение героя?
Ответ: _____________________________
4. Назовите приём психологизма, заключающийся в передаче размышлений героя.
Ответ: _____________________________
5. Напишите тезисный план сочинения на тему: «Какое осознание приходит к Алексею в конце текста?»
- Введение: ___________________________________________________________
- Основная часть:
- Главная идея (тезис): ___________________________________________________________
- Обоснование идеи (аргументы): ___________________________________________________________
- Иллюстрация приведённых аргументов: ___________________________________________________________
- Заключение: ___________________________________________________________
Часть 2
Прочитайте текст 2 и выполните задания 6–9.
Текст 2
Сквозь листву играет солнце,
Тихий свет струится в сад.
И сквозь ветер, лёгкий, звонкий,
Раздаются звуки лад.
Всё затихло в час полудня,
Только листья шелестят.
В этой тишине безмятежной
Сердце радости звучит.
Вопросы к тексту 2
6. Выпишите из текста слово, означающее: «приятный, гармоничный звук».
Ответ: _____________________________
7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности.
Примеры из текста | Средства выразительности |
---|---|
A) Сквозь листву играет солнце | 1) метафора |
Б) Раздаются звуки лад | 2) эпитет |
В) Листья шелестят | 3) олицетворение |
Ответ: A — ____, Б — ____, В — ____
8. Как от строфы к строфе меняется настроение стихотворения? (не менее 50 слов)
Ответ: ___________________________________________________________
9. Какое стихотворение из изученного в этом учебном году вы бы посоветовали прочитать другу для радостного настроения? Объясните свой выбор (не менее 80 слов).
Ответ: ___________________________________________________________
Ответы
- Реализм
- Рассказ
- Пейзаж
- Внутренний монолог
- Возможный тезисный план:
- Введение: Алексей осознаёт ценность настоящего.
- Основная часть:
- Главная идея: Важно не только мечтать, но и жить настоящим.
- Обоснование: Осознание героя приходит через воспоминания.
- Иллюстрация: Образ солнца как символа времени и осознания.
- Заключение: Алексей принимает настоящее и радуется жизни.
- Лад
- A — 1, Б — 2, В — 3
- В первой строфе настроение лёгкое, подчёркнутое солнечными лучами и звуками сада. Во второй строфе появляется ощущение тишины и умиротворённости, создавая впечатление гармонии и радости.
- Возможный ответ: Я бы посоветовал стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!» Фёдора Тютчева. Оно передаёт радость от пробуждения природы, вдохновляет и наполняет душу светлыми чувствами.