Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по русскому языку №10 с решением

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по русскому языку №10 с решением «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по русскому языку 2022. ЕГЭ русский язык.

https://vk.com/ege100ballov

https://vk.com/russian_100

211108_Russkiy_yazyk_-_Probny_variant_10_s_resheniem

скачать

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Источники информации – это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по её назначению. В зависимости от типа интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать. Виды источников информации: 1. открытые или относительно доступные; 2. полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то); 3. закрытые. Источники информации могут быть: 1. знающими людьми; 2. документами; 3. средствами проводной и беспроводной связи. Знающими лицами считаются такие люди, (…) явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации, как: 1) Эксперты, т. е. индивиды, чьи профессиональные контакты и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации. 2) Осведомители – это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой. 3) Напуганные – это люди, знающие всё, но они предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована. 4) Агенты – это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств. Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Сфера употребления представленного текста – повседневный разговор, обмен информацией.
2) Цель текста – доказательное изложение научного материала.
3) В тексте можно встретить термины.
4) Синтаксис текста представлен преимущественно простые и сложные предложения. Текст чётко структурирован.
5) Текст безэмоционален, позиция автора не прослеживается.

(в порядке возрастания)

2. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в тексте. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОЧНИК, -а; м.
1. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
2. То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.
3. Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.
4. Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
тОрты
диспансЕр
слИвовый
мозАичный
бАнты

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
В основе народных бунтов – несправедливость, которая становится НЕТЕРПИМОЙ болью для людей, остро переживающих неравноправие.
По словам спасателей, НЕУДАЧЛИВЫЙ альпинист слабо закрепил страховочный трос и только чудом уцелел.
Наружная реклама должна иметь ЭСТЕТИЧНЫЙ вид.
РИТМИЧНЫЙ, однообразный труд противоположен писательству, если оно понимается как творчество.
Позади послышался КОНСКИЙ топот, и пыль облаком поднялась с дороги.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Танечка с детства училась актёрскому мастерству, много ролей ею было сыграно, но она с трепетом вспоминала свой первый дебют.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
килограмм ЯБЛОК
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
ПОЕЗЖАЙ в цирк
голос более ЗВУЧНЕЕ языки ПЛАМЕНИ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А. ошибка в построении предложения с однородными членами
Б. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1. В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
2. С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.
3. В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Бориса Пастернака.
4. Роман В. Гюго «Отверженные» – одно из монументальных произведений мировой литературы.
5. Читая классику, можно не только поговорить с великими писателями, но и расширить словарный запас.
6. Пёс, любивший грызть ножку стола, старался делать это незаметно.
7. Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
8. В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
9. Согласно расписанию, сегодня пять уроков.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

(АБВГД)

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) карикатура, инцидент, картон 2) корабельный, интересный, разгореться
3) смягчить, исторический, повторение 4) сформулировать, вариативный, лепетать
5) мавзолей, винегрет, университет

(в порядке возрастания)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..тратил, ра..будил, в..тревожиться 2) пр..странно, пр..пятствие, пр..зумпция
3) раз..грал, сверх..дея, вз..мать 4) н..грузить, раз..брал, п..забавить 5) под..езд, раз..яснил, ин..екция

(в порядке возрастания)

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) никел..вый, горош..на 2) расстра..ваться, ута..вать
3) впад..нка, процентщ..ца 4) плюш..вый, коричн..ватый
5) въедл..вый, усидч..вый

(в порядке возрастания)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) наде..тся, сгиба..щийся 2) мерца..щий, (они) кол..т 3) спор..щие, мол..щиеся в церкви 4) чита..мый роман, знач..мый 5) ученики верт..тся, та..щее мороженое

(в порядке возрастания)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Дима просмотрел (НЕ)РЕШИВШИЕ его проблему объявления.
Даже (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ мастером камень поражал оригинальным рисунком. В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской̆ старательности.
Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.
Сверху можно было рассмотреть несколько ничем (НЕ)ПРИКРЫТЫХ построек.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Этот день протекал ТАК(ЖЕ), как предыдущий, (ТО)ЕСТЬ мы по-прежнему жили на даче, не имея возможности уехать в город.
В ТО(ЖЕ) время Ника обращал внимание на лебедей в пруду, (ПРИ)ЧЁМ в этот раз их было больше.
Притяжение между парой электронов может возникать, (НЕ)СМОТРЯ на то что они находятся далеко друг от друга, (ПО)ЭТОМУ движение электронов в паре становится согласованным.
Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в определённом тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
Дождь, моросивший (В)ТЕЧЕНИЕ долгих дней, (ПО)НЕМНОГУ стал стихать.

(несмотр…)

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Сорва(1)ые летом цветы и лекарстве(2)ые травы мы аккуратно складывали между страницами толсте(3)ых книг, стоявших на деревя(4)ых полках стеллажа.

(в порядке возрастания)

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Его молодая и подвижная жена весь день суетилась по хозяйству беспрестанно ахала и тихонько пела.
2) В голосе его была и неподдельная глубокая страсть и молодость и сила и сладость и какая-то увлекательно-беспечная грустная скорбь.
3) Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное зрелище.
4) В ворота гостиницы губернского города въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка.
5) Тоня взяла недочитанный роман открыла маленькую крашеную калиточку и медленно пошла к станционному пруду у водокачки.

(в порядке возрастания)

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Рыбаки (1) обескураженные ветром (2) внезапно налетевшим (3) и (4) вызвавшим сильные волны (5) направили лодку к берегу.

(в порядке возрастания)

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

“Месяц (1) месяц (2) мой дружок (3)
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты (4) царевны молодой?
Я жених ей”. – “Братец мой (5) –
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна (6) видно (7)
Пробежала”. – “Как обидно!” –
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
“Погоди; об ней (8) быть может (9)
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай”.
(А.С. Пушкин)

(в порядке возрастания)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Всем известны те гигантские усилия (1) которые предпринимаются нашим государством (2) чтобы спасти от загрязнения воздух (3) и (4) сохранить животный мир нашей планеты.

(в порядке возрастания)

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.

(в порядке возрастания)

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. (2)Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. (3)Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. (4)Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. (5)Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. (6)Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. (7)В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. (8)Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. (9)А человеку нужна родина, и охранять природу – значит охранять родину.
(По М. Пришвину)

(в порядке возрастания)

или

(в порядке возрастания)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у
них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.
(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.
(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.
(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом. (11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.
(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.
(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.
(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!
(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.
(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.
(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.
(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.
(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.
(По В.А. Солоухину*)
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автор никогда раньше не видел такого разлива реки в родных местах.
2) В ямке, сделанной коровьим копытом, автор увидел мышат.
3) Увидев человека, выхухоль уплыла на другой берег реки и спряталась в ольховых зарослях.
4) Выхухоль – осторожное и пугливое животное.
5) Рассказчик испугался за своих детей, которых тоже могло застать наводнение, и быстро ушёл домой.

(в порядке возрастания)

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 5–7 представлено рассуждение. 2) Предложения 10–11 включают элементы описания. 3) Предложение 12 содержит элемент описания. 4) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.
5) Предложения 26–28 содержат описание.

(в порядке возрастания)

24. Из предложений 10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 10–15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

26. «Изображая маленьких зверьков, попавших в беду, и их мать, Владимир Солоухин использует лексическое средство – (А)________ («мокреньких шубок» в предложении 12, «клубочком», «слабеньких» в предложении 13), такой троп, как (Б)________ («глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль» в предложении 15), и приём – (В)_________ («крайне» в предложении 19). Показывая, что всё в мире отнсительно, писатель выбирает лексическое средство – (Г)________ («мельче», «микроскопичнее» в предложении 30)».
Список терминов:
1) синонимы
2) эпитет
3) диалектизм
4) противопоставление
5) ряд однородных членов предложения
6) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
7) антонимы
8) лексический повтор
9) метафора

(АБВГ)

Смотрите также:

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по русскому языку №9 с решением

Добавить комментарий