Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по русскому языку №12 с решением

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по русскому языку №12 с решением «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по русскому языку 2022. ЕГЭ русский язык.

https://vk.com/ege100ballov

https://vk.com/russian_100

211122_Russkiy_yazyk_-_Probny_variant_12_s_resheniem

скачать

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Национальный канал «Культура» принадлежит Всероссийской гостелерадиокомпании, задача канала – освещение культурной и общественной жизни страны, знаковых событий в сфере искусства. Канал производит множество программ, включая авторские, посвящённые классической музыке, академическим и современным театральным тенденциям, актуальным направлениям развития живописи и литературы, кинематографу, обладающему ценностью для искусства. Включает научно-популярный и просветительский контент, в частности передачи о духовных, философских, религиозных течениях, проблемах образования и (…) неполитических аспектах жизни.
В конце 1997-го года началось вещание ТВ канала «Культура» (тогда он носил название «РТР-Культура»). В 2001 году, с назначением на должность генерального директора Александра Пономарева, количество и качество передач значительно повысилось, началось сетевое партнёрство с Euronews.
«Культура» уже восемь лет входит в первый мультиплекс цифрового ТВ России и позиционируется как общенациональный канал – вещание идёт по всей РФ. Одним из шоу, собравшим наибольшее количество зрителей, стал специальный выпуск программы «Наблюдатель», длившийся без перерывов почти 10 часов, – своеобразный рекорд для канала.
(По материалам Интернета)

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Приведённый текст относится к художественному стилю, так как воздействует на воображение и чувства читателя.
2) В лексике приведённого текста следует отметить присутствие профессионализмов (вещание, контент, сетевое партнёрство).
3) Текст изложен сухо, чётко, эмоциональность отсутствует, нет слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4) В синтаксисе приведённого текста следует отметить преобладание сложных предложений с разными видами связи между частями.
5) Приведённый текст представляет собой статью, где изложена история создания канала «Культура», а также сведения о его наполнении.

(в порядке возрастания)

2. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КАНАЛ, -а, м.
1. Путь восприятия и усвоения информации человеком. Визуальный к.
2. Искусственное русло, наполненное водой. Судоходный, оросительный, обводнительный, осушительный к.
3. Линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации. К. электросвязи. Каналы радиостанции для ведения прямых передач.
4. Узкое длинное полое пространство внутри чего-л. (спец.). К. ствола артиллерийского орудия.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
слАла
послАла
крАла
кралАсь
клАла

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ВЕЛИКОЕ дело – поддержка друзей в трудную минуту!
ФАКТИЧНАЯ стоимость постороенного доома была гораздо выше заявленной в договоре.
На севере, в условиях ВЕЧНОЙ мерзлоты, строительство жилых домов ведётся по специальным проектам.
ПОЧТЕННЫЙ возраст в сочетании с сединой подчёркивали благородство дедушки.
Комитет чётко РАЗГРАНИЧИВАЕТ социальные и политические некоммерческие организации.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В рейтинге успеваемости впереди лидирует наш общепризнанный гений класса – отличник Иван Терентьев.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОН
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
этот торт более ВКУСНЕЕ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В. ошибка в построении предложения с однородными членами
Г. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д. неправильное построение предложения с косвенной речью
1) Все, кто бывал в Москве на Новом Арбате, наверняка заметил, что на этой улице всегда ветрено.
2) Время правления великого князя Всеволода Большого Гнезда ознаменовано политическим расцветом Владимирско-Суздальской земли.
3) Чтобы как следует использовать окружающее их на суше пространство, люди изобрели всевозможные приспособления: эскалаторы, лифты, лестница и многое другое.
4) Ведущий поинтересовался у первой пары участников, известны ли вам правила игры.
5) Сравнивая ископаемых животных с современными, биологам открылось, почему доисторические существа были такими большими.
6) Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.
7) Комендантша спросила, что за человек этот Пугачёв.
8) А.С. Пушкин нам дорог и «Медным всадником» – непревзойдённым шедевром в жанре поэмы.
9) Нужно не только делать природу более красивой, но и беречь её.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

(АБВГД)

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) вертикальный, воскрешение, зажигать
2) гористый, горевать, перевозить
3) выросли, панорама, собираются
4) вывесить, простоватый, трясина
5) нестабильный, листовой, ветвистый

(в порядке возрастания)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) н..вылет, над..рвать, п..дтасовывать
2) пр..одетый, пр..скорбие, пр..клеивать
3) пред..явить, под..ём, об..явление
4) бе..сердечный, и..гиб, бе..толковый
5) без..сходность, под..тожить, дез..нформация

(в порядке возрастания)

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) удва..вая, черешн..вый
2) преодол..вавший, рубаш..чный
3) глянц..вый, врач..вать
4) складч..тый, клетч..тый
5) кокетл..во, сирен..вый

(в порядке возрастания)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (кресла) верт..тся, люб..щий (поесть)
2) (снега) присыпл..т, пил..щий (дрова)
3) (они) расстав..т, они вспомн..т
4) щебеч..щий, они не ропщ..т
5) разбуж..нный, раста..вший

(в порядке возрастания)

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В природе всё замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц.
В конце XI века это был (НЕ) БОЛЬШОЙ даже по тем меркам город,
расположившийся возле устья реки Неглинной, с укреплённой крепостью на Боровицком холме.
Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.
Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Данте упоминает церковь Сан-Миниато и ведущую к ней лестницу (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) показать, как высоки и трудны были для людей лестницы, высеченные в склонах священной горы.
Веретенникову казалось, что авторы критических статей говорят не то, ЧТО(БЫ) им хотелось сказать, и (ПО)ТОМУ пребывают в раздражении.
(В)ОТЛИЧИЕ от большинства сообществ художников, круг интересов «Мира искусства» был необычайно широк: «мирискусники» много работали в театре, оформляли книги, занимались проектами интерьеров, а ТАК(ЖЕ) выступали в печати по разным вопросам искусства.
В ТОТ(ЖЕ) день, когда Базаров в саду объяснял Аркадию, (ПО)ЧЕМУ не принялись молодые дубки, он познакомился с Фенечкой.
Для И.А. Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л.Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

(затем…)

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На этой известной картине художника изображе(1)а ю(2)ая незнакомка, облачё(3)ая в ярко-си(4)ее дли(5)ое платье, на ногах её стопта(6)ые туфельки.

(в порядке возрастания)

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Квартира Александра хотя и просторна но не изящна и сумрачна.
2) Гусь разговаривал сам с собой сипловатым низким басом и подбирал просыпанные семечки.
3) Наличие в речи слов-паразитов а также речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.
4) Солнце ползёт вверх и пронизывает оно сосновые макушки бледными радужными спицами.
5) Весной в этом лесу слышится щебет птиц и охотятся совы.

(в порядке возрастания)

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Бродя по прямым (1) и туманным улицам (2) мимо мрачных домов с темными окнами (3) с дремлющими дворниками у ворот (4) глядя подолгу на многоводный и хмурый простор Невы (5) на голубоватые линии мостов с (6)зажженными еще до темноты (7) фонарями (8) с колоннадами неуютных и нерадостных дворцов (9) сторонний наблюдатель прятал голову поглубже в воротник (10) и начинал думать (11) что хорошо бы ударить со всей силой (12) разбить вдребезги это застывшее очарование.

(в порядке возрастания)

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Песен, ещё не написанных, сколько?
Скажи (1) кукушка (2) пропой.
В городе мне жить или на выселках,
Камнем лежать или гореть звездой?
Звездой.
Солнце мое (3) взгляни на меня,
Моя ладонь превратилась в кулак,
И если есть порох – дай и огня.
Вот так…
(Виктор Цой)

(в порядке возрастания)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Графиня рассказала (1)что родилась в деревне (2) близ Праги (3) что она круглая сирота (4) что зовут её Августа (5) но настоящее имя её Мария (6) что она (7) вот уже три года путешествует с мужем по свету.

(в порядке возрастания)

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Илья спел последнюю песню (1) и (2) хотя зрители складировали его имя и вызывали вновь (3) упал в кресло и надеялся (4) что выходить к публике больше не придётся.

(в порядке возрастания)

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1).Ромашов любил ходить к курьерскому поезду, который останавливался здесь в последний раз перед прусской границей. (2) Взволнованно следил он, как к станции, стремительно выскочив из-за поворота, подлетал на всех парах этот поезд, состоявший всего из пяти новеньких, блестящих вагонов, как быстро росли и разгорались его огненные глаза, бросавшие вперед себя на рельсы светлые пятна. (3)Из вагонов, сияющих насквозь веселыми праздничными огнями, выходили красивые, нарядные и выхоленные дамы в удивительных шляпах, в необыкновенно изящных костюмах, выходили штатские господа, прекрасно одетые, беззаботно самоуверенные, с громкими барскими голосами, с французским и немецким языком, с свободными жестами, с ленивым смехом. (4) Никто из них никогда не обращал внимания на Ромашова, но он видел в них кусочек какого-то недоступного, изысканного, великолепного мира, где жизнь — вечный праздник и торжество. (5) Проходило восемь минут,звенел звонок, свистел паровоз, и сияющий поезд отходил от станции. (6) И Ромашов всегда подолгу с тихой, мечтательной грустью следил за красным фонариком, который плавно раскачивался сзади последнего вагона, уходя во мрак ночи и становясь едва заметной искоркой.

(1…)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)С глазами, полными слёз, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки. (2)Правда, добрая половина Облога стояла нетронутой, но в сознании мальчика бор перестал существовать одновременно с гибелью той могучей хвойной старухи, что осеняла Калинову кровлю. (3)Оставлять её было немыслимо: в первую же пургу, при падении, она раздавила бы Калинову сторожку, как гнилой орех.
– (4)Теперь раздайсь маленько, – тусклым голосом сказал Кнышев. – (5)Дакось и мне погреться чуток!
(6)Неожиданно для всех он сбросил с себя поддёвку и остался в белой рубахе, опоясанной кавказским ремешком с серебряным набором. (7)Десяток рук протянули ему пилы; он выбрал топор у ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие, прозвеневшее, как струна, и притоптал снежок, где мешал, – прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо, как на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. (8)Она была неслыханно хороша сейчас, старая мать Облога, в своей древней красе, прямая, как луч, и без единого изъяна; снег, как розовый сон, покоился на её отяжелевших ветвях. (9)Пока ещё не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук.
–(10)Вот как её надоть, – наставительно промолвил Золотухин. – (11)Учитеся!
(12)И хотя Кнышев действовал без передышки, все понимали: он несколько подзатягивает своё удовольствие, чего простые люди никогда не прощали и заправским палачам.
– (13)Пошла-а… – придушенно шепнул кто-то над головой Ивана.
(14)Еле заметное движение родилось в ветвях, что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. (15)Нет ничего медленней и томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя смутные грёзы детства!
(16)Не дождавшись конца, весь содрогаясь, Иван отправился побродить по оголённому пространству. (17)Он вернулся, когда миновал приступ отчаяния.
(18)Непонятно по прошествии стольких лет, откуда у тихого крестьянского отрока взялась такая ярость, но следует допустить одно для понимания всего дальнейшего: призвание смолоду ведёт человека по искусно подобранным зрелищам бытия, чтобы воспитать в нём сноровку и волю на осуществление его исторических целей. (19)Можно только гадать, каким чудом оказалась у Ивана рогатка, кто вложил ему камень в руку посреди зимы.
(20)Кнышев успел выпустить первое облачко дыма, когда в щёку ему угодил Иванов гостинец. (21)Произошло замешательство, скверная брань вспыхнула. (22)Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на
обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он со всего маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая берёза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своём недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всём снаряжении не подоспел сам Кнышев.
– (26)Слазь, волчонок, – глухо сказал большой, еле переводя дух.
– (27)Гнилой барин! – повторил маленький, словно знал, что для Кнышева, гордившегося своим здоровьем и плебейским происхождением, нет клички обидней.
(28)Тут за дело взялся Титка:
– (29)Покарауль его, сейчас мы его жердиной оттеда сковырнём! (30)Кнышев щурко смотрел на мальчонку, на его под рваным треушком сверкающие глаза, на босую, в крови, слегка посиневшую ступню. (31)Что-то изменилось в его намерениях: вряд ли пожалел человеческого зверька в лохмотьях, но подивился, наверное, что за целое десятилетие его злодейской деятельности лишь один этот, во всей России, крестьянский паренёк с кулаками вступился за русские леса.
– (32)Ступай отсюда, дурак! – приказал Кнышев Титке. – (33)Нет, погоди, валенок ему сперва отыщешь…
(По Л.М. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899-1994) – русский советский писатель, в центре внимания которого философская и нравственная проблематика.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Иван со слезами смотрел, как рубили его любимую могучую сосну на Облоге.
2) Кнышеву жалко было рубить сосну.
3) Кнышеву, выполнившему трудную и важную работу, Иван передал гостинец.
4) Крестьянский паренёк Иван в будущем стал профессором.
5) Кнышев отпустил Ивана, потому что оценил, что тот вступился за лес.

(в порядке возрастания)

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 7 содержит повествование.
2) В предложении 8 представлено описание.
3) В предложении 18 содержится рассуждение.
4) Предложения 21-22 противопоставлены по содержанию.
5) В предложении 25 представлено рассуждение.

(в порядке возрастания)

24. Из предложений 22-24 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 26-31 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

26. «Л.М. Леонов – мастер психологической прозы. Образ старой сосны показан глазами мальчика Ивана. Красота и величие дерева переданы с помощью таких тропов, как (А)_______ («как луч», «как розовый сон» в предложении 8), (Б)_________ («могучей хвойной старухи» в предложении 2) и (В)_________ («без единого изъяна» в предложении 8, «лишь один этот, во всей России, крестьянский паренёк с кулаками вступился за русские леса» в предложении 31). Особенности речи персонажей писатель передаёт с помощью такого лексического средства, как (Г)_________ («маленько» в предложении 4, «чуток» в предложении 5, «жердиной» в предложении 29)».

Список терминов:
1) литота
2) сравнение
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) разговорная и просторечная лексика
8) гипербола
9) ряд однородных членов предложения

(АБВГ)

Смотрите также:

Тренировочный вариант ЕГЭ 2022 по русскому языку №11 с решением

Комментарии 1

  • Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, почему в 19 задании нет запятой в цифре 6. Вроде бы, в произведении А. Толстого, откуда взято это предложение, есть запятая.

Добавить комментарий