Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку №6 с решением

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку №6 с решением «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по русскому языку 2023. ЕГЭ русский язык.

https://vk.com/ege100ballov   https://vk.com/russian_100

СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА:
ФИО: Анастасия Пёсик, Регалии: эксперт ЕГЭ
Аккаунт ВК: https://vk.com/anastasiapesik
Сайт и доп. информация: youtube.com/c/AnastasiaPesik

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Хохлома — затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов старинное село, вместе с историей которого уходит в далёкое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. Деревянная посуда с самых древних времён была у русского человека в большом употреблении: ковши в форме плывущей птицы, круглые братины (ковши), обелённые миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках ещё Х-ХIII веков.

Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: (…) впитывает в себя грязь. После того как было замечено, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, а впитавшая масло посуда дольше сохраняется, возникла мысль покрывать посуду олифой — варёным льняным маслом. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор. Возможно, благодаря существовавшей уже технике писания икон и возникло и живописное искусство Хохломы. Вместо дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность посуды лаком и прогревали в печи. От высокой температуры плёнка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее через неё серебро тоже отливало золотом.

Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы. Хохломские изделия расходились по всей России, привлекая своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радуя глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента.
(По С.А. Жегаповой)

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ИСТОРИЯ. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. История умалчивает об этом.
2) СОСУД. Вместилище для жидких и сыпучих тел. Стеклянный сосуд.
3) ПЛЕНКА. Эластичная лента из специального материала для магнитной записи. Записать на плёнку.
4) РОСПИСЬ. Живопись на стенах, потолках, предметах быта. Художественная роспись. Древнерусские росписи.
5) ИЗДЕЛИЕ. Вещь, товар. Ремонт металлических изделий,

(в порядке возрастания)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Большинство имён прилагательных и причастий используется в тексте в прямом значении (хохломской росписи, круглые братины), неокрашенной деревянной посудой, промаслившиеся стенки, варёным льняным маслом, дорогостоящего золота и др.), в тексте используется историзм (братина), лексика тематической группы «старина» (старинное село, в далёкое прошлое, с самых древних времен, с давних пор, мастера Древней Руси), обеспечивающая единство темы, цельность текста.
2) Экспрессивность, ярко выраженная субъективность повествования обеспечивается использованием сравнений (ковши в форме плывущей птицы, ложки разных форм и размеров), эпитетов (деревянная посуда, в большом употреблении и др.), метафор (поверхность посуды, плёнка лака, росписью посуды, красотой орнамента).
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные имена существительные (зарождение, для предохранения, после окончания), полные и краткие причастия (затерявшееся, найдены, неокрашенной, промаслившиеся, применявшийся), деепричастия (привлекая, радия).
4) Синтаксическими особенностями текстами является использование составных именных сказуемых (была в большом употреблении, найдены, было замечено, был известен), а также выполняющих функцию уточнения предложений с обособленным уточняющим обстоятельством времени, с обособленным распространённым приложением, с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
5) Текст относится: к разговорной речи, так как основные цели автора — непринуждённое общение с читателем, обмен мнениями на бытовые темы.

(в порядке возрастания)

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) исчерпАть
2) подЕлённый
3) знАчимость
4) прИбыв
5) пЕрчить

(в порядке возрастания)

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ООО «ПИК» уже в течение десяти лет занимается строительством ЖИЛЫХ зданий в крупных городах.
В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.
Мы отменили поход, потому что день обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.
КОСТНЫЙ мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.
В этом пейзаже была нарядность юга, его подчёркнуто ВРАЖДЕБНАЯ северу красота.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Очутившись в незнакомом лесу и сбившись с пути, Иван захотел громко крикнуть и позвать на помощь.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
оправдательные ПРИГОВОРА
ОБЕИХ учениц
падал с ПЛЕЧ
поздравительные АДРЕСЫ
НАИВЫСШИЙ балл

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
1) На этой неделе беспрестанно лил дождь и неожиданно заканчивается.
2) Путешествуя по горам, не забывайте о мерах безопасности.
3) В повести «Журавлиный крик» речь идёт о шести бойцах, защищавших железнодорожный переезд.
4) Моложавый сержант Карпенко спросил парня, какое у вас ко мне дело.
5) «Мы можем взять с собой мою собаку?» – спросила Катя Егора.
6) Очутившись на другом берегу и осмотревшись, лодка была привязана Арсением к дереву.
7) В книге «Чернобыльской молитве» автор собрала истории очевидцев трагедии.
8) Благодаря отличного нюха Джек легко обнаружил потерявшийся носок.
9) Только вследствие длительных дождей и прилива мы смогли наконец пуститься в плавание

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

(АБВГД)

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) созн..вать, выпл..вка (металла), пок..сившийся (забор)
2) разг..реться, к..снуться, водор..сли
3) сн..мать, пон..мание, прим..рять друзей
4) ур..внение, зам..хнуться рукой, жук-пл..вунец
5) нест..бильный, р..стовщик, пож..мать плечами

(в порядке возрастания)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) и..гиб, бе..заботный, бе..мятежный
2) раз..слать, н..стоять, от..йти
3) по..ставил, о..бросил, по..ключиться
4) пр..стол, пр..злой, пр..хорошенький
5) контр..гра, мед..нститут, спорт..нвентарь

(в порядке возрастания)

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) утрат..вший, удва..вать
2) покашл..вать, овлад..вая
3) расчётл..вый, юрод..вый
4) недоум..вать, хитр..нький
5) вздраг..вать, разглаж..вающий

(в порядке возрастания)

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) брод..шь, выуч..шь
2) охвач..нный, увид..шься
3) наве..нный, расстро..нный
4) провер..шь, он выстрел..т
5) разочару..шься, повторя..мый

(в порядке возрастания)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
После, как казалось, (НЕ)СКОНЧАЕМОЙ осени все радовались ослепительной зиме.
Досадно было уходить, (НЕ)РЕШИВ лесной загадки.
Никто в современном искусстве (НЕ)МОЖЕТ сравниться с Д.Д. Шостаковичем по остроте восприятия эпохи, отзывчивости на её социальные и идейно-художественные процессы.
Дремотой розовой объята трава ещё (НЕ)КОШЕННОЙ межи.
Архыз – поистине удивительный край вовсе (НЕ)ТРОНУТОЙ цивилизацией кавказской природы.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
В окружном центре Карагичев появлялся редко, (ЗА)ТО в город при каждом удобном случае уезжал Разумихин и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов пропадал там, забыв и о приятеле, и о службе.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет Акимов работал не покладая рук, (ПРИ)ТОМ стоит отметить, что и зарабатывал он больше, чем любой инженер на заводе.
(ПО)ЧЕМУ я узнал её: по взгляду ли, по очертанию её рук – не знаю, но я узнал её, и (ПО)ЭТОМУ сердце моё бешено заколотилось.
(ПО)ЧЕМУ ты так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную новость?
Робко и не надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.

  (выпишите эти два слова без пробелов)

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Нарисова(1)ый моей племя(2)ицей клоун в разноцветных полотня(3)ых шароварах, перепачка(4)ых клюкве(5)ым вареньем, выглядел забавно.
Ответ: __________________________.

(в порядке возрастания)

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вокруг меня с лёгкостью пуховых подушек летали мешки риса тюки изюма кож каракуля.
2) За бортом плясали волны и по палубе неустанно бегали мокрые люди кричали и смеялись.
3) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щёки.
4) Благодарю не столько за посылку сколько за память и внимание.
5) В третий раз перечитываю «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Л.Н. Толстого кажется мне всё более великим.

(в порядке возрастания)

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Николай Николаевич (1) сдерживая себя (2) вошел в эту комнату, влез на антресоли и (3) дрожащими от нетерпения (4) руками стал вытаскивать одну картину за другой (5) боясь, что они погибли, промерзли или отсырели.

(в порядке возрастания)

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мёрзнут руки и ноги, и негде сесть.
Это время похоже на сплошную ночь.
Хочется в теплую ванну залезть (1) может быть (2)
Это избавит меня от тоски по вам (3) солнечные дни?

Я раздавлен зимой. Я болею и сплю,
И порой я уверен, что зима навсегда,
Ещё так долго до лета, а я еле терплю,
Но (4) может быть (5) эта песня избавит меня
От тоски по вам(6) солнечные дни?
(Виктор Цой)

(в порядке возрастания)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Считается (1) что вирусы непредсказуемы (2) и способны вызывать чрезвычайные эпидемиологические ситуации (3) борьба (4) с которыми (5) на этапе их возникновения трудна или невозможна.

(в порядке возрастания)

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Петух гордо прошёл по двору (1) и (2) когда мимо трусцой пробежал Дружок (3) трижды громко прокукарекал (4) хотя пёс и ухом не повёл (5) так как привык к этому высокомерному крикуну.

(в порядке возрастания)

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. (2)А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. (3)Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.
(4)Но вот начинают крапать первые капли. (5)Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.
(6)Потом дождь расходится. (7)Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождём. (8)Он держится недолго, его вытесняет запах мокрой травы.
(9)Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком…
(К.Г. Паустовский)

(1.)

или

(2…)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)И на первый день пасхи и на второй Сазонка был пьян, дрался, был избит и ночевал в участке. (2)И только на четвертый день удалось ему выбраться к Сенисте.
(3)Улица, залитая солнечным светом, пестрела яркими пятнами кумачовых рубах и весёлым оскалом белых зубов, грызущих подсолнухи; играли вразброд гармоники, стучали чугунные плиты о костяшки, и голосисто орал петух, вызывая на бой соседского петуха. (4)Но Сазонка не глядел по сторонам. (5)Лицо его, с подбитым глазом и рассечённой губой, было мрачно и сосредоточено, и даже волосы не вздымались пышной гривой, а как-то растерянно торчали отдельными космами. (6)Было совестно за пьянство и неисполненное слово, было жаль, что представится он Сенисте не во всей красе, – в красной шерстяной рубахе и жилетке, а пропившийся, паскудный, воняющий перегоревшей водкой. (7)Но чем ближе подходил он к больнице, тем легче ему становилось, и глаза чаще опускались вниз, направо, где бережно висел в руке узелок с гостинцем. (8)И лицо Сенисты виделось теперь совсем живо и ясно, с запёкшимися губами и просящим взглядом.
(9)– Милый, да разве? (10)Ах, господи! – говорил Сазонка и крупно надбавлял шагу.
(11)Вот и больница – жёлтое, громадное здание, с чёрными рамами окон, отчего окна походили на тёмные угрюмые глаза. (12)Вот и длинный коридор, и запах лекарств, и неопределённое чувство жути и тоски. (13)Вот и палата и постель Сенисты…
(14)Но где же сам Сениста?
(15)– Вам кого? — спросила вошедшая следом сиделка.
(16)– Мальчик тут один лежал. (17)Семён. (18)Семён Ерофеев. (19)Вот на этом месте. – (20)Сазонка указал пальцем на пустую постель.
(21)– Так нужно допрежде спрашивать, а то ломится зря, – грубо сказала сиделка. – (22)И не Семён Ерофеев, а Семён Пустошкин.
(23)– Ерофеев-это по отчеству. (24)Родителя звали Ерофеем, так вот он и выходит Ерофеич, – объяснил Сазонка, медленно и страшно бледнея.
(25)– Помер ваш Ерофеич. (26)А только мы этого не знаем: по отчеству. (27)По нашему – Семён Пустошкин. (28)Помер, говорю.
(29)– Вот как-с! – благоприйстойно удивился Сазонка, бледный настолько, что веснушки выступили резко, как чернильные брызги. – (30)Когда же-с?
(31)– Вчера после вечерен.
(32)– А мне можно?.. — запинаясь, попросил Сазонка.
(33)– Отчего нельзя? — равнодушно ответила сиделка. – (34)Спросите, где мертвецкая, вам покажут. (35)Да вы не убивайтесь! (36)Кволый он был, не жилец.
(37)Язык Сазонки расспрашивал дорогу вежливо и обстоятельно, ноги твердо несли его в указанном направлении, но глаза ничего не видели. (38)И видеть они стали только тогда, когда неподвижно и прямо они уставились в мёртвое тело Сенисты. (39)Тогда же ощутился и страшный холод, стоявший в мертвецкой, и всё кругом стало видно: покрытые сырыми пятнами стены, окно, занесённое паутиной; как бы ни светило солнце, небо через это окно всегда казалось серым и холодным, как осенью. (40)Где-то с перерывами беспокойно жужжала муха; падали откуда-то капельки воды; упадет одна – кап! – и долго после того в воздухе носится жалобный, звенящий звук.
(41)Сазонка отступил на шаг назад и громко сказал:
(42)– Прощевай, Семен Ерофеич.
(43)Затем опустился на колени, коснулся лбом сырого пола и поднялся.
(44)– Прости меня, Семен Ерофеич, – так же раздельно и громко выговорил он, и снова упал на колени, и долго прижимался лбом, пока не стала затекать голова.
(45)Муха перестала жужжать, и было тихо, как бывает только там, где лежит мертвец. (46)И через равные промежутки падали в жестяной таз капельки, падали и плакали – тихо, нежно.
(Л. Андреев)
Леонид Андреев (1871-1919) – прозаик, драматург, критик, публицист.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Сазонка пришёл в больницу навестить больного мальчика Сенисту.
2) Больница находилась в низеньком сером здании.
3) В больнице пахло лекарствами и было неопределённое чувство жути и тоски.
4) Сиделка вежливо и с участием рассказала Сазонке о смерти мальчика.
5) Сазонка опустился на колени, чтобды попрощаться с умершим и попрпосить у него прощения за опоздание.

(в порядке возрастания)

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 45-46 содержат рассуждение.
2) Предложение 5 содержит описание внешности.
3) В предложении 41 перечислены последовательные действия персонажа.
4) Предложения 37, 38 содержат описание.
5) Предложения 7 и 8 противопоставлены.

(в порядке возрастания)

24. Из предложений 41-44 выпишите разговорное слово.

(выпишите эти два слова без пробелов)

25. Среди предложений 37–44 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, форм слова и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(в порядке возрастания)

26. «Передавая равнодушие сиделки, чёрствость казённой больницы, Леонид Андреев использует лексические средства речевой выразительности (А)_______(«кволый», «допрежде», «ломится», «мертвецкая») и (Б)_______ («помер» в предложениях 25 и 28). Душевное состояние героя, который не успел к больному товарищу и осознал, что уже ничего не изменить, передано при помощи тропа (В) ________ («жалобный, звенящий звук» в предложении 40, «страшный холод» в предложении 39) и синтаксического средства (Г)______ (предложения 41, 43, 46)».
Список терминов:
1) эпитет
2) метафора
3) сравнительный оборот
4) ряды однородных членов
5) разговорная и просторечная лексика
6) эпифора
7) лексический повтор
8) риторические вопросы
9) восклицательные предложения

(АБВГ)

Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Скачать вариант

Смотрите также:

Тренировочный вариант ЕГЭ 2023 по русскому языку №5 с решением

Добавить комментарий